LOTOSНачну с P.S.
Самое занимательное, что последние строчки с Майского Кавказа заканчиваю снова на Кавказа, теперь горном Приэльбрусье, а сегодня и вовсе в чеченском Шали.
7 мая - финиш.
Первый раз за десять дней мото-путешествия можно сказать, что проспал. Уже привычные просыпания с 5 до 6 утра в этот раз сменилось "поздним" подъемом где то около 8:00. Сказывается усталость и конечного "эндуро-борьба" на маршруте, т.е. не обычный приятный глазу, телу и рассудку отдых в период отпуска, в предгорьях Кавказа, на пляжах Азовского и Черного моря. Складывалось впечатления, что вместо комфортного отдыха у моря и в горах, нам поставили в цель "конкурсный отбор" на выживание, кто доедет до финиша, тот получит направление на новую престижную высокооплачиваемую работу или какой то приличный денежный приз.
Если кто-то со стороны наблюдал за нашим путешествием, то наверняка бы подумал - ребята участвуют в каком то телевизионном реалити-шоу, причем очень экстримальном, по типу: "Голые и голодные" или что то в этом роде.
По другому никак, вы сами подумайте, приехать за 1500 км на море, тем более на Майские праздники, после долгой зимы. Вместо лайтовых покатушек по горным дорогам и морскому побережью, устраивать гонки по пескам вдоль побережья или преодолевать горные тропы с явно крутыми углами спуска и подъема. Причем все на ГРУЖЕНЫХ мотоциклах в автономном путешествии.
Вполне согласен покататься на таком маршруте на легком эндурике со злой резиной, в черепахе под джерси с отличной вентиляцией, но только не на полу-эндуро-дорожном ДРЗ-400S или "ихэрках-650", "ихтихах-600", в добавок в мото-туристических куртках, в которой ехал с дома больше 1500 км.
Это еще пол-беды: пляжи и горно-гравийные дороги, по которым можно было ехать хотя бы ходом, но зачем по "гланды" заехать на откровенные лесовозные дороги с глубокими колеями и непроходимой грязью???
Обо всем этом размышлял минут 10-15 лежа в палатке, под суету и движняк проснувшейся компании. Вчера за 4 часа "езды" мы прошли 20 км, не встретив по пути или навстречу ни единой живой души или единицы техники, нет вру - в семь вечера, уже в приближающихся сумерках пересеклись с группой таких же обесбашенных квадрациклистов, причем встретили четверку явно отчаянных и не бедных туристов (простые люди на "квадриках" по лесовозкам не ездят, вернее простой народ вообще не имеют квадроциклов) - по центру русла горной реки. Мы сами с удовольствием въехали в эту реку, чтобы хоть немного отмыться от глиняного глея и грязи.
Что толку лежать в палатке в глухом лесу и рассуждать о том, что мол "не туда" поехал, тут надо думать как выбираться с этой западни.
Короткий завтрак, сбор шмоток и палаток, тут еще новая напасть: Мишутка обнаружил у себя на бедре небольшого клеща, Андрей Эбот аккуратно его вытащил ниткой, после этого все лихорадочно начали себя осматривать и ощупывать. Про себя подумал - отлично, что вчера вечером и сегодня утром немного помылся-покупался в холодной горной реке, что не говорите, хоть какая то профилактика от клещевой заразы.
"Мостик" вверх от нашего "кемпинга" - скриншот с маршрута трека.
Мишутка и Вантес решили проехаться к "местной достопримечательности" - разрушенному мосту, который указан в треке. Остальной эндуро-народ от такой шальной затеи отказался, тут бы с Божьей помощью выехать на "большую землю", к асфальту трассы М4, до которого оставалось километров тридцать, против вчерашних двадцати явно не мало.
Все поехали по треку, во главе с Мишой Верещагиным, двое "мажоров-катеэмщиков" помчали по лесовозкам и горным ручьям посмотреть на мост.
Ехали от "кемпинга" не долго, где-то через километра снова уперлись в грязевую лужу, в которой к тому же увяз Миша "Голова", уж если авангард на легкой и мощной "Хаска-501" засел в грязи, что говорить об остальных туристах?
За полдня таская друг-друга по грязевым направлениям (но только не дорогам), мы продвинулись еще на 10 км, все тот же вчерашний темп.
Даже начал подумывать, как запасной вариант, кинуть байк где-то в кустах и пешком отправиться в ближайшую деревню километров за 15-20, нанять трактор с прицепом и приехать забрать отсюда байк.
Ночевать еще одну ночь в лесу, явно не входило в мои планы - дома ждут "великие дела", а до дома еще более 1500 км пути на мотоцикле, который пытаюсь всеми способами "утопить" в грязи в лесах поселка Новосадовый.
В очередной раз посмотрел в смартфоне на карту МАПС МИ, до Джубги и Черного моря рукой подать, каких то 50-60 км по прямой, но у нас не вертолеты, всего лишь эндуро-байки и скорость передвижения "стабилизировалась" - 5 км/час, точно пешком бы быстрее вышел к асфальту.
Наше передвижение по треку еще больше усугубил небольшой дождик, слава Богу, именно небольшой, в случай ливня мы точно застряли здесь на пару суток и наверняка пошли пешком в ближнюю деревню за трактором.
"Героический" трек по пути к М4 продолжался, где не помню, но точно до обеда, застрял так, что пришлось меня вытягивать веревкой, тянули человека три, плюс сам шел рядом с заведенным двигателем и явно крамольной мыслью - так можно "спалить" сцепление.
Следом за мной встрял Саня Скунс, его тоже толпой вытягивали с полуметровой жижи - зачетное путешествие, ничего не скажешь - дважды за маршрут меня тянут тросом, впервые за 40 лет езды на разного рода мотоциклах.
Правильно, когда то же надо начинать...
Отряд рассредоточился на непонятно какую длину, каждый боролся с распутицей сам, если падал, то обязательно кто то приходил на помощь. Последним как всегда ехал Мишутка у него рация, хоть какая то связь в таких неординарных условиях.
На одном из участков отстал от основной группы, где то приложился, пока сам выезжал, большинство обогнали. Поехали четверкой: Корсак, я, Вантес и Мишутка.
В такой компании как то "поперло" даже на "голимой" для грязи ТКС-80, Корсак впереди, сам не отстаю, сзади поджимают профи-КТМ.
Так получилось, что Ваня Корсак пару раз приложился на камнях, тут ставил свою "Дрезину" на подножку и вместе подымали его "ихэрку-400", при этом сам проезжал затычные места ходом, как то даже понравилось - ездить не падая.
Несколько раз мы подымались на горки, потом спуск вниз, в дождливую погоду по глине в лесу - ничего хорошего. Потом вовсе наступил полный пипец, с очередного склона спуск пошел по какому то зарытому трубопроводу, т.е. вместо дороги раскопанная яма в которой находилась закопанная труба большого диаметра. Что это было - фантастика, особенно учитывая периодически небольшой дождик с н@ба.
Сей эпический спуск проехали-провели байки в руках помогая друг другу с Андреем П.Г. - сам бы там не в жизнь не проехал, особенно учитывая, что пару раз ронял "Дрезину" на бок, когда бился боковой сумкой о край то ли ямы, то ли колеи.
После этого спуска по "трубе", где особенно тяжело пришлось нашим тяжелым турэндурам, вырвался в авангард группы. Разок даже пришлось вытягивать с грязи по уши увязшую на своем "Ямаха-Серов" - Маричке, при этом "подкалол" молодое дарование, мол ты же хвасталась, что все время едешь сама...
Спуски, подъемы, лужи, колеи, грязь - хрен его знает сколько это продолжалось без остановки. На очередном подъеме со Скунсом случилось то, чего больше всего боялся сам - Саня "спалил" сцепление.
Что делать? Отряд встал. Тут как в поговорке: ЛУЧШАЯ ПОМОЩЬ - НЕ МЕШАТЬ!
Вперед поехала Маринка, потолкав минут пять Скунса на бугор, а байк уже не едет. Стали ждать основную группу. Чего мне ждать? Самая лучшая помощь, это чтобы меня не тянули, а ехал сам.
Потому направился вперед вслед за Маринкой, догнал ее на перекрестке. Стояли с полчаса болтали о мото-путешествиях - надоело в бездействии.
Посмотрел на трек, нам надо вправо вверх, зато прямо вроде как неплохая дорога и ГЛАВНОЕ, со следами грузовых авто - значит здесь ездит хоть какая то техника. Снова открыл в смартфоне карту МАПС МИ, так есть, впереди по курсу километров через 10 поселок Мирный, от которого идет дорога в селение Шабановское, это как раз рядом с нашим треком.
Проехали немного с Маринкой в сторону Мирного, лесная дорога и следы автомобилей, т.е. здесь проехать можно точно быстрее, чем по лесовозкам в направление Шабановского, от которого идет гравийка на М4.
Пару скриншотов со смартфона-навигатора в поддержку разговора об возможном изменении маршрута.
На верхнем фото в левомуглу селение без название, это Мирный. На нижнем та же карта Мапс Ми только с увеличением.
Все это чисто фигурально из области возможного ЕСЛИ ?
Как говорится в любом деле должен быть ПЛАН - Б, лучше уж ехать своим ходом на Мирный, чем за трактором в поселок Шабановское в случай дождя.
Маринка остановилась, решила ехать назад, связаться по рации с остальной группой - ребята разбирали ДРЗ-400 Сани Скунса, делали сцепление в полевых условиях. Натирали диски песком и т.д., видно не впервой - все это узнал с переговоров Маринки по рации с остальной группой.
Поехал дальше в направлении Мирного, стали попадаться лужи по больше, ехать самому, причем в строну от трека, явно не хотелось. Вернулся к "нашему" перекрестку, Маринка в ожидании, возвращаться вверх к основной группе ни мне, ни ей явно не хотелось, к тому же начало выясняться, что с бензином у нас явный просак, может не хватить до АЗС на трассе.
С переговоров по рации выяснилось, что едем строго по треку, никакой самодеятельности, мало ли какая дорога и куда ведет. Жаль, дорога явно лучше наших лесовозок и ведет в поселок, от которого "нормальный" путь в строну асфальта. Все это четко видно на картах Мапс Ми, но есть общее руководство и командор Мишутка - только по треку его приказ.
Сверху приехал на КТМ-250 Амир, сказал что ремонт сцепления сделан - ДРЗ400 уже собирают, потому поехали вправо по треку. По треку, так по треку, еще получилось часа полтора убийственного грязевого пути, хотя в сторону Мирного шли вполне "приличные" автомобильные следы, по факту лесная дорога, а не ямы с грязью, как у нас и главное полное отсутствие каких либо следов от протекторов пусть даже лесовозов.
По логике с Мирного автомобили ездили в лес за пиломатериалом и возвращались назад, сквозного проезда в строну Шабановского явно не наблюдалось. Но нашему отряду надо строго по треку, потому снова борьба с грязевыми колеями по полной.
Встал Амир, вроде как бензин на исходе, слил со своего туристического бака в 17 л один литр в бутылку для его КТМ-250. Снова в путь, наконец то выезжаем на гравийку: Амир, Маринка, я, Черепаха.
Ждем остальных, приезжает Андрей П.Г.,говорит, что почти "обсох", смотрю на прозрачный бак "Дрезины", еще до резерва можно литр налить Андрею.
Что ждать "с моря погоды", едем вчетвером в Дефановку на заправку, до нее километров 10. Часть пути по технологической дороге-гравийке - прекрасный путь! Все познается в сравнении.
Дорога уходит влево, мы приостанавливаемся, Володя Че сверяет трек в навигаторе и уверенно едет прямо. ПИПЕЦ - снова пару головокружительных спуков и подъемов по целине, какого хрена? Бензин на исходе, задние тормозные колодки глина и дождь съели в ноль, чем тормозить ?
А мы снова маршрутами "Дон Кихота" - театр абсурда, ведь можно было проехать до трассы по технологической дороге.
Въезжаем в какое то село, Володя и Амир снова куда то по кустам, нет ребята, нах ваш трек, поеду по гравийке на трассу.
Наконец то спасительная М4, сам не верю - на асфальте!
Километров 7-8 и заправка в Дефановке - пока никого, спрашиваю не заезжали "грязные" мотоциклисты - нет, отвечает тетя оператор и начинает громко скандалить, видя как с меня отваливаются куски грязи.
С улыбкой молча слушаю ее ругать, да мне теперь все по барабану - главное на асфальте и можно ехать домой, сначала в Ростов, потом в Украину.
Заправляю полный бак, возвращаюсь назад по М4, уверен, что остальные тоже поедут по трассе. Встречаю Маринку и Эбота, поговорили, у них бенз еще есть, спросили как далеко до АЗС - 5 км.
Едь вперед, говорит Андрей, там ребята без топлива стоят. Через пару километров справа встречаю еще тройку наших. Сливаем пару литров бензина, объясняю ребятам, что еду домой, так что всем привет, мне надо еще 450 км до Новочеркасска пилить.
Желаем друг другу удачи, набираю телефон Миши Верещагина, объясняю, что надо сразу домой - вам удачи на маршруте!
Эх, никогда так не радовался асфальту, как 7 мая после 17:00, на спидометре 120-130 км/час, вот они преимущества стандартных звезд 15х44 и резины ТКС-80, правда после 120 км/час передняя Пирелли-Ралли-Скорпион явно начинала "рыскать" по ровной трассе. Хотел заехать на мойку, но потом решил - никаких рисков, помыл на очередной заправке только номер, мимо Краснодара по М4 в сторону Ростова, чем быстрее, тем лучше.
Тот случай, когда видео можно повторить. 7-10 мая - столько разнообразных событий всего за 5 минут.
P.S. - 2.
Из области рассуждений насчет Мирного и трактора в случай дождя.
Позавчера мы уехали с Терскола и Эльбруса. Вчера сель размыл трассу на Терскол, отрезав кучу народа в селениях выше Тырныауза - слава Богу, мы успели выехать. Хотя пытались проехать "срезочку": Былым - Чегемское ущелье, но VW-Т5 это не джип, потому уже по начавшемуся дождю вернулись на асфальт и свалили на гейзер Аушигера.