Привет всем заглянувшим. Заглянули, наверняка, оттого, что тоже грезите ящиками, ищите возможность их выгодного приобретения или изготовления собственными руками.
Я, как и многие из вас, облазил предложения фирм моего региона, зарубежные каталоги (напрямую от продавца) и пришёл к выводу: слишком дорого выходят ящучки. Если за аналог ZARGES мне предложили около ?500, то про ZEGA, Touratech и т.п. я лучше промолчу.
(инфа по некоторым ящикам
http://home.germany.net/100-508078/woick.html НЕ РЕКЛАМА, указаны цены)
Руки есть, оборудование, кое-какие умения и знания тоже. Почему бы не попробовать?
Итак, первоначально прикинул, как будет выглядеть стандартный EuroBoxen на моей Африке. От предыдущего владельца в наследство достались самодельные крепкие рамки из квадратной трубы со стороной a = 20 мм.
Раньше на этой АТ стояли, кажется ZEGA 41, но при продаже их в комплект не включили
. Не беда!
EuroBoxen ZARGESовский был смоделирован в SolidWorks`e и прикинут по месту.
Вышло громоздко, касаемо ширины (по крышке что-то там в районе 400 мм). Смирился бы, если не цена..
Засел за SolidWorks во второй раз. В модуле Листовой металл сварганил новый ящик. Более эргономичный, более дружелюбный к аэродинамике.
Раскидал развёртку. Получил габариты составных.
Прикинул, как их расположить на материале (Aluminium), чтобы:
- реально было достать таких габаритов лист
- безотходно, или с минимальными потерями на остатки порезать
.
Немного тряхнув рессурсами в интернете вышел на одну конторку, торгующую между всего прочего, цветметом. Компания, как я понял, ориентируется на авиастроительство, поэтому выбор материала шикарен. NB!
НЕ РЕКЛАМА НИ РАЗУ!!! http://www.schmolz-bickenbach.ee/ - сайт в Эстонии. В каталоге по листовому алюминию нашёл "почти" нужный мне лист (1250х2500) мм. Согласно этим габаритам, перекроил свой виртуальный ящучек.Всё влезло. Остатки были с габаритами около (1250х800) мм.
На гильотинных ножницых по выкройке нарубили заготовок для составных частей. Всего на один ящик: П-образное дно, внешняя, внутренняя стенка, крышка. Разметил детали, подрезал по месту, вооружившись чертежами (линии сгиба и подрезов удобно мне выдал SolidWorks).
На ручной винтовой пресс установил оснастку в виде 90 градусной матрицы и такого-же пуансона. Плохо, что длинна их всего лишь 200 мм, поэтому гнуть кромки материала приходилось поэтапно. Когда-то пробовал на большом, 2-ух метровом кромкогибе, вот на нём согнуть всё было бы - сказка.
Согнул детали, мерил самодельным "калибром". Всё идеальненько совпало
Варить изначально не предполагалось. Мой выход к аргоно-дугавой сварке закончился ещё давно.. поэтому по большей части ограничился клёпками. Чтобы швы были более менее герметичны, необходим также двухсторонний скоч. Сгонял в магаз, затарился алюминиевыми клёпками и двухсторонним скочем Tesa (опять же, не реклама, а рекомендация), шириной 12 мм. Довольно прочный скоч, запомнился мне ещё с ремонта квартиры.
Размеченные детали состыковал через скоч, по углам просверлил отверстия для первых клёпок. Когда конструкция уже не была шаткой, засверлился по полной программе и проклепал всё, что было надо. Клёпки через каждые 20 мм.
Возвращаясь к "аргону", в городишке, в котором мне удосужилось жить, за 1 см сварки просят около ?4. Дороговато. Сгонял в родной городишко, там договорился на на выгодные условия за 24 см сварки. Отдал крышки ящиков на проварку. Но заварили пахабненько. Швы некрасивые. Предполагаю, что не варили, а паяли алюминиевым припоем через горелку (или под горилкой
). Не беда!
Доработал швы изнутри зубной бомашиной, снаружи болгаркой и отшлифовал, чтоб было более менее плавно и красиво.
После всего этого надо было позаботиться о креплениях крышек, да и самих ящиков к рамкам. Кроме этого в будущем ищется возможность для уплотнения состыковки крышки и самого ящика (возможно, опять-таки на двухсторонний скоч посащу полосы губчастой резины). Примерка для выявления мест крепления, согласно удобству пассажирки.
Для крышек купил латунные петли 4 шт, "шпингалеты" со встроенными замками, светоотражатели (красные и белые), метиз. Засверлил всё по месту и закрепил.
Не стал покупать, а откопал в гараже кусок пластмассы, из которой сделал крепления к рамкам fix&go. Верхние точки крепления - изнутри 2 болта М8 через большие шайбы.
Приаттачил ящики. Провёл испытания на скорости за 130 км/ч. Держатся. Но, если в дальнобой с ними ринуться, думается, надо бы для надёжности заменить верхние клёпки на винты. Верх работает на срез, а алюминий, сами понимаете, как ножом по маслу.
Ящики с габаритными размерами ДхШхВ: (500х310х380) мм на моей АТ
Итак. Бюджет постройки.
Материал: ?53 - ?15 (остаток)= ?38;
Работа: всё сам, поэтому бесплатно;
Двухсторонний скоч (3,2 м): ?0,80;
Клёпки (~250 шт): ?5;
Метиз (болты М4 под шестигранник, гайки М4, болты М6, М8 - шестигранник, шайбы увеличенного диамтра): ?6;
Петли латунные (4 шт): ?6,4;
Шпингалеты с замком (2 комплекта): ?19;
Отражатели красные и белые (приклеивающиеся): ?5,6;
Услуги аргоно-дугавой сварки (24 см): ?20;
Затраты на электричество: ~?1.
Всего: ?101,8.
Очевидно, что не смотря на функцию, которая осталась неизменна, цена на самодельный ящик вышла по крайней мере в 5 раз выгоднее "готового решения" от специализирующихся в этой области компаний.
Спасибо за внимание.
Вадим Шмелёв.