В середине февраля я предположил, что имея отпуск в апреле, я смогу съездить на мотоцикле только туда, где нет снега. Русский Север с Архангельском, Мурманском и Кольским полуостровом отпадает. Куда ехать? В Учкудук! Почему Учкудук? Потому что там живёт мой дядя Боря, который каждый год приезжал к нам в Йошкар-Олу до распада великой державы-СССР. Повидаю дядю Борю, решил я. Связи с ним не было долго. И начал строить планы. Город Учкудук находится на территории Узбекистана, практически в центе пустыни Кызыл-Кум. Именно об Учкудуке сложена песня которую когда-то исполняла группа «Ялла». У меня наконец-то появился мотоцикл, который я давно ждал – это роскошная Honda «Africa Twin», белого цвета, который прекрасно гармонирует с желто – голубым цветом пустынь.
Йошкар-Ола (Красный Город с Марийского языка) и Уч-Кудук (Три Колодца с узбекского) два неизвестных и непонятных названия очень многим людям, встретившимся мне по пути.
Изучил карту и проложил маршрут. Предположительно туда и обратно получалось около 7.000 километров. Но при прокладке маршрута я увидел, что «рядом» расположены блистательные города Средней Азии – Самарканд, Бухара, Хива, и мне неплохо было бы заехать и посмотреть на архитектуру этих древних городов, рядом с которыми проходили дороги «Великого Шёлкового Пути». К тому же с 4 по 6 мая 2012 года в Ташкенте МС "Стальные Скорпионы" UZ проводится фестиваль "Солнце Ташкента" (но, забегая вперёд, скажу, что по семейным обстоятельствам я стартовал раньше и не побывал на этом прекрасном празднике).
Готовился к поездке основательно – предстояло проехать сквозь территорию Казахстана в Узбекистан. Получил загранпаспорт, без него не впускают на территорию Узбекистана, тогда как на территорию Казахстана без проблем разрешено въехать по внутрироссийскому паспорту. Приготовил мотоцикл, поменял все расходники, поставил дуги безопасности, высокое ветровое стекло, новую резину, установил боковые сумки и алюминиевый кофр сзади. Решил достигнув Самарканда не возвращаться домой тем же путём, а ехать через Ташкент-Туркестан-Аральск-Оренбург-Чистополь и в Йошкар-Олу. Получалось немногим более 6500 километров. Предстояло проехать по степям Казахстана вдоль Каспийского моря, затем пересечь безжизненное плато Устюрт на территории Казахстана и Узбекистана, проехать по Кызылкуму, спуститься вниз на юг и проехать через горные перевалы в районе Ташкента и Чимкента, обратно – снова казахские степи и безжизненные пески Приаралья. Аралкум-новая пустыня, формирующаяся на месте высыхающего Аральского моря.
Кроме того по пути следования по электронной почте я списался с друзьями по пути следования (Толич, Безумный Макс, Руслан из МС "Steel Scorpions"). Их советы по особенностям маршрута мне очень помогли. Но про дорогу на Учкудук я не нашёл никакой информации, только многие писали, что бензин в Узбекистане, а особенно в Учкудуке – это большая проблема. Пришлось взять с собой 10-литровую канистру для длинных беззаправочных перегонов более 550 километров. У меня намечалось три таких участка по пути следования.
Неужели я смогу побывать в таких местах? Приближался день выезда, и 18-го апреля 2012 года рано утром я выкатил мотоцикл, оделся, попрощался с женой и детьми и тронулся в путь. Когда выкатывал мотоцикл, начался сильный дождь, пришлось одеть дождевик. Ну ничего, говорят дождь к хорошей дороге. У нас дома в огороде ещё лежал снег, а я ехал в лето. Интересно! В путь!
фото 2
300 километров до Ульяновска ехал по сильному дождю с плотным туманом. Затем дождь закончился, я перекусил в кафе, снял дождевик и двинулся на Самару. Дорога знакомая, после обеда я был на выезде из Самары, где меня ждал мой брат Тритон, который привёз мне карту Казахстана и мы немного пообщались. До границы с Казахстаном оставалось 250 километров. Переход границы не представил собой ничего сложного, за исключением того, что на досмотре казахский пограничник пытался у меня забрать очень понравившийся ему фонарь, но я ему его не отдал. Первый город и первая ночёвка – г. Уральск. Я поражен чистотой улиц, светящимися рекламами. По центральной улице Уральска на столбах уличного освещения установлены фотографии Героев Великой Отечественной Войны – видимо жители г. Уральска. Там на фото и казахи и русские – все кто защищал Родину в ту великую войну. Низкий поклон! Спасибо Вам! Поставил мотоцикл на стоянку и заночевал у Безумного Макса-специалиста по тому маршруту, по которому мне предстояло ехать. Проговорили за полночь, Макс мне всё подробно рассказал и нарисовал некоторые сложные участки и места ночёвок, гостиниц и заправок. Макс это монстр в хорошем смысле этого слова! Спасибо! Утром обменял рубли на тэнге и поехал дальше. Дороги в Казахстане великолепны. Водители аккуратны и не превышают скорость больше установленной. Обочины чисты, везде баннеры с благодарностью за чистую обочину. Контраст с Российской Действительностью ощутим.
фото 3
Начались бескрайние степи. Становится жарче с каждой сотней километров. Снял все свитеры и утеплители.
фото 4
Перед г.Атырау увидел первых верблюдов.
фото 5
Хранилища с каспийской нефтью огромны!
фото 6
Далее двигался огибая Каспийское море.
фото 7
фото 8
фото 9
Фото 10
Поздно вечером, преодолев тысячу километров приехал в г. Бейнеу и остановился у известного всем дяди Лёши, который уже ждал меня.
Утром выехал дальше.
фото11
Мне было необходимо заправить все ёмкости под завязку, ведь следующая заправка в Узбекистане через 550 километров. Заправившись и пообщавшись на заправке с дальнобойщиками я поехал по 80-км грейдеру через п. Акжигит к границе с Узбекистаном.
фото 12
Проехав 50 километров обнаружил, что потерял телефон. Начиналось плато Устюрт...
фото 13
фото 14
фото 15
фото16
Ну конечно, я положил его на боковую сумку на заправке и он видимо упал. Пришлось возвращаться. Я его нашёл…. Но раздавленным фурой. Главное SIM –карта цела. У меня был запасной мобильник и я особо не расстроился. Снова проехал 50 километров и за 30 км до границы проколол заднее колесо. Где я его в песке мог проткнуть? Бортировал колесо, клеил камеру. Мягко сказать сильно устал. Очень жарко!
фото17
Остановились дальнобойщики накачали колесо компрессором и я двинулся дальше. На границе огромная очередь, я купил воды и заехал без очереди, никто не возмущался.
фото 18
Всем интересно. Смотрят как на инопланетянина. Казахов прошёл быстро, а узбеки обедали…. 3,5 часа. Ешьте ребята свой узбекский плов, приятного аппетита!
фото19
Потом очень долго оформляли документы. Выехал в Узбекистан в 15.00. 100 километров я прошёл за 9 часов. Обменял рубли на сумы. Дали много больших пачек. Обмен 1 рубль к 90 сумам. Со стороны Узбекистана в сторону Казахстана на границе очень большой палаточный лагерь. Женщины, маленькие дети. Узбеков не пускают на казахскую территорию. Условия проживания ужасные. Причины происходящего мне не известны. Передо мною плато Устюрт. Всё желто-серого горячего цвета. Жизни нет. Сухо.
фото 20
Имеются данные, что в советский период на плато Устюрт проводились испытания бактериологического оружия, кроме того, на территории плато было проведено несколько подземных ядерных взрывов.
Километров 150 отвратительный асфальт. В п. Жаслык, проехав 250 км ужинаю, встречаю мужичка по имени Амир, он с Актюбинска, путешествует на джипе по пустыне с друзьями, бывал на моей родине в Марий Эл, продавал лук. Приятно.
фото 21
Сегодня нужно добраться до Кунграда. Там гостиница или ночлежка. Закат. Кстати, чем южнее тем резче темнеет. Вроде солнце только зашло за горизонт, а сразу темно становится. Машин практически нет. Если есть встречные, то обязательно на дальнем свете. И не переключаются, моргать бесполезно. Перед Кунградом останавливаюсь передохнуть. И сразу рядом останавливается автомобиль с белорусскими номерами (я его обгонял до этого), и водитель, обращаясь ко мне, говорит: «Поехали за мной, вижу с России, устал – покажу где можно переночевать». В придорожном кафе познакомились – это Андрюха, он гоняет машины на заказ с Белоруссии по средней Азии уже 4 года. Отчаянный парень! Рассказал, как заблудился в пустыне, как на перевале завалило его снегом по самую крышу и он 3 дня жил в машине, бак был полный, а потом МЧСники его откопали. Рассказал мне про дорогу на Учкудук через Нукус, от которой меня все отговаривали. 400 км по пустыне без связи и помощи. «Если что случится – рассчитывай на себя, рискуй, я рисковал» - говорит… Глаза смеются. Но зато,- говорит, крюк в 900 км не надо делать, да там еще асфальта снято 250 км.. Пошёл я спать и не могу уснуть. Либо завтра в Учкудуке, либо… Кто ты такой, Андрюха? Откуда взялся? Подумав всю ночь, утром решил ехать через пустыню.
фото 22
Мусульманское кладбище в Ходжейли.
фото 23
фото 24
фото 25
фото 26
Подъехал к военному объекту, но дальше заезжать не стал. Педупреждающие знаки.
фото 27
фото 28
Всё ближе к Кызылкуму. Покупаю воды.
фото 29
Поворот в пустыню на Учкудук.
фото 30
Температура +40 *С. И это у них в апреле! Дорога удовлетворительная. С советских времён. Дорога под обозначением 4Р180. Асфальт с ямками. Большинство ямок отремонтировано. Иногда перемёты песка, но не на всю ширину дороги. Ехал целый день…
фото 31
фото 32
фото 33
фото 34
фото 35
фото 36
фото 37
фото 38
фото 39
фото 40
фото 41
За 400 км мне встретились пара машин, верблюд, черепаха, и один пастух, который ничего не понимает и лошадь у него дикая к тому же, тоже ничего не понимает, наверное.
фото 42
Красивые барханы, красивая дорога.
фото 43
фото 44
фото 45
фото 46
И вот показался город в пустыне. Оазис. Учкудук. Приехал.
фото 47
Огромные отвалы горных пород на горизонте.
фото 48
фото 49
С 1958 года в городе работает Навоийский горно-металлургический комбинат (НГМК). Большинство жителей — работники этого комбината. Добывают уран и золото. В советское время был закрытым городом. По непроверенным данным на 2012 год, в Учкудуке проживают 36 тысяч человек. В связи с распадом СССР начался массовый отток русскоязычного населения, в результате которого качественный состав населения города изменился с примерного соотношения: 95 % русскоязычного населения к 5 % коренного на практически противоположные цифры. Русских специалистов осталось очень мало. Город на удивление чистый.
фото 50
Приехал по адресу своего дяди. Оказывается меньше года назад он умер. Я немного не успел. Расстроился очень. Погостил у родственников. Удивились, что я проехал через Нукус. Говорят трагедии были на той дороге, люди погибали. Погулял по Учкудуку,
фото 51
фото 52
сфотографировал «Три Колодца»
фото 53
, сходил на рынок, купил сухофруктов, орехов детям. В городе очень большие проблемы с бензином, даже родственники кое-как нашли мне 20 литров.
Через два дня утром затемно двинулся дальше.
фото 54
В планах посетить Самарканд. Дорога от Учкудука до Навои очень красива. Перед г. Зарафшан есть горный перевал и необычные ландшафты с красными цветами, похожими на маки только очень миниатюрные. Что-то напоминает мне африканскую саванну.
фото 55
фото 56
фото 57
В Навои уже есть бензин. Еду дальше, началась хоть какая-то растительность. Очень много пешеходов и велосипедистов по краю проезжей части. Переходят дорогу когда им вздумается. В порядке вещей ездить на авто по встречной полосе, даже когда дорога разделена бетонным бордюром. Шокирующе! …Ослики тянут свои арбы.
фото 58
Дорога от Навои до Самарканда не очень хорошая. Вся в ямах. Молодёжь на Daewoo Matiz предлагает мне с ними погоняться, но я отказываюсь.
фото 59
В Самарканде сказочные архитектурные сооружения. Много иностранцев. Индийцы, немцы, шведы, англичане. Смотрю площадь Регистан.
фото 60
Ансамбль из трёх медресе является уникальным примером искусства градостроительства и замечательным образцом архитектурного оформления главной площади города.
фото 61
Медресе это мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и мусульманской духовной семинарии. В 2001 году этот ансамбль вместе с другими древними постройками Самарканда включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мне разрешают забраться на одну из башен, и я фотографирую Самарканд с высоты птичьего полёта. Захватывающе!
фото 62
фото 63
Затем еду в Гур-Эмир (в переводе «могила царя») — мавзолей азиатского завоевателя Амира Тимура, также известного как Тамерлан.
фото 64
Меня встречает женщина-ГИД, и обращается ко мне по немецки. Потом понимая что я русский, смеётся и говорит, что ждёт мотоциклистов – немцев. Мы вместе смеёмся.
Фамильная гробница Тимура и наследников империи была воздвигнута в юго-западной части города в 1404 году
фото 65
Этот шедевр среднеазиатского зодчества занимает важное место в истории мировой исламской архитектуры. Гур-Эмир послужил прообразом для известных памятников архитектуры эпохи Великих моголов.
фото 66
Всё. До свидания, прекрасный город! Еду в Ташкент.
фото 67
Показались горы.
фото 68
В Ташкент въезжаю под вечер
фото 69
Столько автомашин Daewoo Matiz и Nexia, одновременно я не видел нигде! Фотографируюсь у минарета в котором хранится самый древний Коран в мире
фото 70