|
Главная / Путешествия на мотоцикле / Пробег Россия - Монголия / В начале мая отправляемся в мотопробег! Через горы, пустыни и реки, по бездорожью…. хотели в Китай, но Поднебесная отказала. На нет и суда нет, не больно и напрашивались, тем более что рядом не менее интересная Монголия. Начало маршрута - город НОВОСИБИРСК. Туда с мотоциклами на самолете. В дорогу отправляемся на немецких эндуро, BMW F650 и «Дакара». На глаз прикинули, до Сахалина со всеми петлями дороги тысяч десять предстоит пройти. Это планы, а как получится посмотрим… Сахалинское отделение мотоклуба "NIGHT WOLVES".
1 мая. Ещё дома, но уже на чемоданах
Прежде чем отправляться в дорогу, нужно постараться, как можно больше узнать о тех местах куда собираешься. Итак Монголия… климат сухой, резко континентальный, может быть с полным основанием назван "самым континентальным" на планете. Средние температуры января от -35 С до -10 С, июля от +15 С до +26 С, на юге - до +40 С. При этом разница между дневными и ночными температурами может доходить до 20 С летом и 30 С - зимой.
Осадков выпадает немного, до 100-200 мм. в год (в горах до 500 мм.), преимущественно с середины июля по сентябрь, в виде коротких но мощных проливных дождей. Снежный покров неглубокий, но держится очень долго (в горных районах практически круглый год). В стране насчитывается до 260 солнечных дней в году, поэтому часто Монголию называют "Землей Синего Неба". В период с мая по июнь часты пыльные бури.
После въезда в Монголию в десятидневный срок (но перед отъездом) необходимо встать на учет в местной милиции.
Ввоз иностранной валюты номинально ограничен суммой в $2000 или эквивалентное количество в другой валюты. Вывоз местной и иностранной валюты ограничен количеством, заявленным в таможенной декларации, заполненной при въезде.
Разрешен беспошлинный ввоз сигарет - до 200 шт., или сигар - до 50 шт., или 250 гр. табака, крепких спиртных напитков - до 1 л., пива - до 3 л., или вина - до 2 л., а также товаров личного пользования на общую сумму до $1000 на человека. Бытовая техника, фото-, кино- и видеоаппаратура ввозятся в количестве, не превышающем 1 предмета каждого наименования. Предметы истории (в том числе книги и рукописи), художественные произведения и электронные компоненты должны быть в обязательном порядке внесены в таможенную декларацию.
Запрещён ввоз и вывоз наркотических, психотропных, радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ, неконсервированных мясопродуктов, оружия и боеприпасов без разрешения соответствующих органов, образцов растительных и животных тканей, крови и препаратов на её основе, а также кино- и видеопродукции, которая может быть расценена как имеющая порнографическое содержание. При вывозе обязательному таможенному контролю подлежат меха, шкурки животных и изделия из них, золото и изделия из него, драгоценные металлы и камни, а также предметы старины и культурно-исторические ценности. Стоимость каждого вида вывозимых изделий не должна превышать $500. В случае превышения этой суммы взыскивается пошлина от 10% до 100%.
В стране достаточно неплохо развита система медицинского обслуживания. Однако по большей части здравоохранение рассчитано на обслуживание местных жителей с их характерными заболеваниями, а медицинские учреждения, доступные иностранцам, достаточно ограничены. Система международного медицинского страхования на территории страны не действует. Скорая помощь будет оказана бесплатно, за последующее лечение придется платить наличными. В Улан-Баторе при российском посольстве действует платная больница.
При въезде в Монголию рекомендовано сделать прививки от Гепатита А, Брюшного тифа, Дифтерии.
Подробная карта дорог и населённых пунктов Монголии: www.visitmongolia.com/images/road_map.pdf
18 мая. Дорога зовёт - Сахалин не отпускает
Наступил, пожалуй, самый сложный, на наш взгляд, период во всём мероприятии - это ожидание отлёта. Визы в Монголию давно готовы и получены, вещи упакованы, техника подготовлена, все дела которые могли бы сдерживать отъезд, завершены. Осталось дело за малым… дождаться грузового «борта», чтобы вместе с мотоциклами вылететь с острова. Как выяснилось - это может стать проблемой. В Сибирь, в основном, летают небольшие самолёты, а большегрузные транспорты вообще очень редко. В лучшем случаи - раз в неделю, и не факт, что на нём может оказаться место для нас. С верой в лучшее, ожидаем своего часа…- жесткого графика пробега нет, как в прочем и маршрута, время ещё терпит и задержка не может продолжаться вечно.
24 мая. Путешествие началось!
Итак, путешествие началось. После полосы неразберихи, занявшей более двух недель, наконец-то все образовалось. Наши ребята выдвинулись на маршрут.
24 мая с утра было не по-весеннему холодно. Мы отвезли технику на грузовой склад. Даже показательно прокатили на руках 200 метров, чтобы было видно, что ни масла, ни бензина нет….как выяснилось, дураков не оказалось. Заглянув в баки, приёмщики топливо приказали слить. Небольшая формальность по оформлению -и вот мы уже крепим мотоциклы на борту грузового самолёта.
- Так! По аккуратнее, не тяни так!, на подложи тряпочку, чтоб не дай Бог краску не поцарапать))))))… Оставшись одни с мотоциклами в грузовом салоне, стали думать, что же делать во время полёта, ни чего умнее не придумали как достать спальники и завалиться прямо возле техники на полу, так как ни сидений ни стульчиков не было. Экипаж поднялся на борт и поинтересовался, парни это вы чего? «Да вот, -говорим, спать будем». Как оказалось, этот салон негерметичен, ни воздуха ни тепла (-45С),- ничего не будет во время всего 8ми часового полёта. «Давайте, берите свои манатки и марш в кабину»… В 22.00 мы приземлились в Чкаловском аэропорту г.Новосибирска. Мотоциклы, когда мы из выгрузили с самолёта, напоминали мороженную рыбу из морозилки, все в толстом слои инея. Завелись только через час, бензин привезли парни из «Дорожного Братства» новосибирского Академгородка. У них же в клаб-хаусе, и расположились. В отличии от Сахалина, на материке было по-весеннему тепло, несмотря на моросящий дождик. В воздухе пахло распускающимися тополями…
На следующий день было запланировано подготовить мотоциклы к дороге, заменить масло, фильтра и всякое такое, а также установить дюралевые кофры, которые новосибирцы заказывали для нас в Германии. На это и ушёл весь день.
25 мая. День второй. Новосибирск.
В пятницу во второй половине дня, был запланирован выезд с ночевкой на Бердское водохранилище. У Андрея день рождения. С утра помотались по магазинам в поисках подарка и докупали всякие мелочи в дорогу, которые просто не смогли найти на Сахалине. В первый раз увидел как люди ,выезжая на природу, берут с собой холодильник (по моему это была БИРЮСА), чтоб пиво было холодным…
27 мая. Старт-Барнаул - Горноалтайск-Телецкие озера.
Проснувшись утром, наполовину обглоданные комарами и с честью перенёсшие все тяготы новосибирского гостеприимства, выдвинулись в дорогу. Путешествие началось.
За сутки решили дойти до Телецкого озера на Алтае. Много читали, слышали и очень хотелось увидеть. Дорога от Новосибирска в сторону Монголии называется Чуйский тракт. Дорожное покрытие практически идеальное, ну от бесконечных берёз по обочинам уже через первую сотню километров стали скучать. Ещё до отъезда много слышали по Байкер-бар в Барнауле, решили туда заехать пообедать. Для этого пришлось сделать не большой крюк в сторону километров 18-20(точнее не помним). В городе его не так-то просто было найти, но язык как говориться до бара доведёт. Были приятно удивлены. Интерьер очень напоминает наш “Sexton” в московском Байк-Центре… всё сделано с душой. Жаль не было времени задержаться на сутки, засиделись мы и, просто ехать хотелось. А вот кухня, простите, не очень…… но мы ни скока не жалеем что заехали… «Колесницам Дорог» привет! На границе с Республикой Алтай началась настоящая красота и мелкий, но какой-то неприветливый дождь. На него практически не обращали внимания, обалдевшие от открывающихся пейзажей ,даже «непромаканцы» поленились надеть. От Горноалтайска ушли с Чуйского тракта влево. До Телецкого озера километров 170, вечереет. Что б в ночь не заблудиться, решили по чаще останавливаться и спрашивать дорогу. Уже в сумерках въехали в посёлок Иогач, начало Телецкого озера. Проблем с поселением нет. Ещё на подъездах к озеру стали попадаться базы, но хотелось жить, что называется у воды. Поселились. Койка-место 100 рублей с человека в сутки. Затопить баню грязным и уставшим путникам 200 рублей и дрова в поленнице «скока нада». Проехав 650 километров за день, спали как младенцы (всю ночь плакали, к утру обоссались) шучу.
28 мая. Телецкие озера.
Утром пошли искать лодку или какой-то другой водный транспорт для поездки по озеру. Удалось сойтись на 2500 рублей за поездку к водопадам Корбу и ещё ,как звать не помню, и кратеру отпадения метеорита. Поездка заняла около 4 часов, но деньги, я вас уверяю, потратили не за зря. Одни из самых ярких впечатлений от Алтая. По возвращению решили остаться на озере ещё на одну ночь. Чтоб чем-то ещё себя занять, отправились в деревню к настоящим этническим алтайцам, посмотреть на их житие- бытие. Маленько не доехали, накануне весь Алтай плыл из-за наводнений, дорога с мостом была размыта. Мотоциклы не прошли. А алтайцем всё равно, они там, на лошадях ездят. Об этом красноречиво говорили кучи конских «яблок». Немного раздражала проблема связи, на озере сотовая связь не работает, а по обычному телефону дозвониться было невозможно, гроза прошедшая накануне повредила передатчик или что там, короче родные потеряли нас на пару дней. Много хорошего и нового мы услышали о себе, когда вошли в зону действия сети. Если вы в дороге, звоните домой постоянно, дешевле будет для всех.
29 мая. Телецкие озера - Горно-Алтайск- Семинский перевал.
В дороге. Дошли до Горно-Алтайска, где удалось дозвониться до Сахалина. Узнали, что их уже ищут с собаками и МЧС, ведь двое суток не выходили на связь. Клятвенно обещали, звонить раз в сутки (закон дороги-будь на связи!). Едут по федернальной дороге, под название "Чуйский тракт". В месте Чемал посетили местный храм, пообедали. Идут на Семитский перевал. Это высота 1700м. Техника ведет себя нормально, передают всем привет!
Утром ,пока вьючили мотоциклы, вокруг нас собралось десяток любопытных. Когда узнали, что мы с Сахалина, да на мотоциклах, привели к нам дядечку. Который ,как оказалось, самый главный на Алтае по памятникам культуры и исторического наследия. Он нам дал подробное описание того, что нам может попасться по дороге, и что нам просто необходимо посетить. Сделав пометки в карте и попрощавшись, мы рванули дальше. Утро было солнечное, но воздух достаточно свежий. Речушки и ручьи вдоль дороги были во льду, так что желание искупаться в алтайских реках постепенно сошло на нет. Вообще о красоте Алтая не хочется говорить, бесполезно. Словами не передать того восторга, в котором мы прибывали. Немного сложно было ориентироваться в пространстве. Никто из алтайцев по дороге ни разу не подсказал нам где конкретно может находиться тот или иной исторический памятник или достопримечательность. Такое чувство, что на подобную информацию у них наложено вето. Где петроглифы, наскальные рисунки? - не знаем. Как проехать к скифским могильникам?- а что это. Если это так и есть, то со временем мы поняли, почему так мало указателей по дороге. В одном месте прямо у дороги находиться на камнях рисунки, высеченные 3500 лет назад, офигенно! Но поражает не работа древнего художника (хотя это впечатляет), бля, нацарапанные сверху творения современников, знаки «Анархия» и «здесь был Сережа».
30 мая. Семинский перевал-Ташанта.
Отловить бы этого Серёжу и по соплями! Для нас это просто достопримечательность, а для алтайцев - часть истории и культурного наследия, от которого такими темпами, скоро мало, что останется. Не стали заморачиваться поездкой на ледник «Белуха». Читали, что это потрясающее по красоте место и ещё сидя дома думали обязательно добраться до него. Местные жители сказали, что туда есть конный маршрут. Иногда туда и на мотоциклах ездят, но вот после весенней распутицы и дождей лучше не рисковать. На дорогу в оба конца может уйти весь день. Не много посовещавшись решили отложить поездку до следующего раза. Не были уверены, что на перегруженных мотоциклах дошагаем куда надо, да и скорее хотелось пересечь границу. На одной из стоянок за 170 километров до границы встретили трёх немцев, которые возвращались из Монголии на двух “BMW” и «Африке». Парни выглядели, блин, они выглядели, как и мы! Чистые, нисколько не уставшие, мотоциклы как будто с асфальта не съезжали. Поговорили. Как оказалось, они прошли Монголию до Улан-Батора и обратно. «В дороге проблем нет, только с бензином, заправки редки, дорога неплохая, и вообще поездка прошла как пикник на лужайке» ПИКНИК НА ЛУЖАЙКЕ! Мы готовились к экстриму, а эти даже куртки не запылили. Так же они нам поведали, в очередной раз, о диком англичанине, который о одиночку идёт в кругосветку и по их расчётам сегодня должен был пересечь границу в Ташанте. Нам попутчик, в общем-то не особо нужен был, но всё таки интересно, всё таки байкер, всё таки путешественник, всё таки в Монголию, да нам по пути! Чем дальше углублялись по Алтаю, и чем ближе подъезжали к Монголии, становилось всё холоднее. Очевидно, сказывалось то, что мы поднимались на высокогорье. Кое-где, у дороги лежал снег, и лужи были во льду. Хребты гор так вовсе стояли белыми. Да, и начались сильные и конкретно холодные ветра. Мотоцикл при боковом ветре приходилось заваливать чуть ли не на 15-20 градусов, техника гружёная, парусность, как у мать её, яхты. На одном из поворотов дороги встретили овцебыков. Забавная скотина. Тушка как у коровы, только поджарой очень, шерсть длинная и хвост как у лошади, только ещё гуще и мохнатее. Длинные, слегка изогнутые рога. Вообще забавное животное. Часов в шесть вечера въехали в Кош-Агач. Это был предпоследний населённый пункт перед границей, и последний ,где можно было найти гостиницу. Стали искать. Блин, как там люди живут? Между горными хребтами высокогорное плато, всегда сильный ветер, холодно. Маленькие одноэтажные дома, такого не совсем приглядного вида. Но зато весь спектр услуг для обслуги транспорта , что едет через границу. Крутая шиномонтажка, и заправок что конь навалял, и милиция на каждом перекрёстке. Там же мы встретили Марка. Оказалось он пропорол колесо и 3 часа висел на шиномонтаже, меняя резину. Нам он оказался несказанно рад, как и мы этой встречи. Парень посмотрел «Дискавери» в Англии тоже показывали про путешествие МакГрэгера на БМВ, и решил «да я тоже смогу». В пришлом году получил права, маненько подучился езде на мотоцикле, купил себе BMW 1150 GS и рванул в кругосветку, по тому же маршруту. Неслыханное безрассудство. Через границу решили идти вместе. Все общепиты закрываются после 18.00. Но нам повезло после того как поселились, перекусили только что открытой , даже не знаю как это назвать, короче «Берендей» 3 стола, магнитофон. В гостинице нет канализации (все услуги во дворе), нет воды, только умывальник. Ночью замёрзли как… в общем замёрзли.
31 мая. Граница Монголии.
Утром встали рано и давай менять на мотоцикл дорожную резину на специально обученную к песку и камням. Убили на это пару часов. По русской традиции присели на дорожку и стартанули к границы. До пограничного перехода километров 50. Идеально ровный асфальт, но всё тот же сильный ветер. В небе без единого облачка парят огромных размеров орлы. Марк едет не больше 70 км/ч. Начали напрягаться. «Марк ты что это?» - «Да вот, я больше не еду торопиться некуда, до дома доехать нужно только к октябрю» ….. стали посещать всякие не хорошие мысли…. На переход опоздали, начался обед. Полтора часа слонялись между 10 домов, взяли лапши и у одного деда казаха разжились кипятком и плотно, как и пограничники пообедали. Туризм туризмом, а обед по расписанию, тем более неизвестно, как скоро появиться возможность потрапезничать за границей. На таможенном посту проторчали ещё часа полтора. Сначала стали пропускать коммерческий груз, бензовозы, фуры с хренпоймичем, а потом уже и нас. Сама процедура не заняла много времени, заполнили декларации, предоставили к досмотру мотоциклы (их толком и не смотрели). И были выпнуты из страны…. За решеткой перехода увидели джип с украинскими номерами.
- Здорова вы откуда? - Да вот месяц по Монголии путешествовали. Объездили всё, фильм снимали. - Карта есть? - Да вот со всеми достопримечательностями, держите, а вы я вижу из «Ночных Волков» Хирургу привет от ….(забыл как звали).
Удачи, и разъехались. Спасибо ребятам, это нас реально выручало всю дорогу. Теперь мы были с картой, и держись Монголия! Порядка 20 километров ехали по нейтральной территории. Наша земля. На протяжении всей дороги было атакованы здоровенными сурками, кажется ТАРПАНАМИ. Твари размером с французского бульдога или маленького поросёнка (что в принципе одно и то же) бросались под колёса со странным фанатизмом. На этом участке дороги их было тысячи, просто кошмар! Подъехали к последнему КП, проверили документы, спросили про то, «сколько прёт, жрёт», и разрешили сфотографироваться на самом рубеже Родины…. За воротами, как то сразу поняли, что уже Монголия. Та же дорога, те же горы то же небо. Только вот всё, какое то другое, не понятное ощущение……. Дороги в Монголии очень специфичные, в степи много-много тропинок и может более менее одна из них похожа на дорогу. Можно встретить стада овцебыков (интересно,а это кто?). Удивили сурки размером с французкого бульдога. Эти твари роют на дороге норы такого размера, что технику можно сломать напрочь. Кроме того, они почему-то бросаются под колеса мотоциклов (может быть у них весенний гон? кто знаком с ней, с моногольской природой...) К вечеру дошли до Оги-Баяна. Идут теперь втроем. Приблудился англичанин, Марк. Ему 30 лет, в прошлом году получил водительское удостоверение, а в этом отправился уже в кругосветку. В дороге основательно потрепался, одному идти уже сложно. Он едет на БМВ. Кстати, Майк говорит ,что его БМВ на высоте 2800 м,на перевале, глохнет, не хватает кислорода.
Итак, Монголия….. Сколько читал или смотрел по телевизору, сколько слушал рассказов - все оказалось не то, что ожидал увидеть.
Пограничный пост очень достойно выглядит по сравнению с Российским. Всё уж как-то нереально чисто, аккуратно. Похоже, здесь к мотоциклистам привыкли, к нашим Бэхам практически никто не подходит. Заполняем декларации, сдаём паспорта и зависаем. Около 2 часов приходиться сидеть и ждать, пока кто-нибудь освободиться - необходимо сделать на ксероксе копии с наших документов. Даже нашего попутчика, Марка, и то быстрее отпустили, а мы сидим. Все кто готов был проводить до ближайшего города, уже давно уехали. Нас только начинают досматривать. Вечереет. Деньги помогли разменять прямо на таможне. Курс тугрика (монгольской денежки) к рублю- 42 к 1. На 15000 рублей нам дали целую кучу фантиков, и мы реально почувствовали себя богатыми людьми. На выезде начались поборы. За 4000 тугров дали страховку. Так и не поняли, за что с нас взяли деньги, похоже страховка была на тот ущерб, который мы можем причинить монгольскому народу и его имуществу, по своей вопиющей безалаберности. Выскочили на просторы великой страны и через 15 километров заплутали. Началось! Дороги веером разлетались в разные стороны. Собственно и дорогами их можно было назвать с большой натяжкой. Так многополосные и хаотичные тропы для машин и бараньих стад. Пришлось ехать к ближайшему гыру, так называются в Монголии юрты, и узнавать у пастухов направление. В приграничном районе проблем с общением не было. Русский язык местные если и не знают, то хорошо понимают, что от них хотят. Старик махнул рукой куда то на юг, туда и поехали. Чем дальше продвигались, тем сильнее чувство восторга от окружающей нас красоты смешивалось с тревогой ….. «а как нам по этой красоте ехать…? Где дороги? Где города? Где люди?». Местами грунтовка походила на автобан, а иногда складывалось такое впечатлении, что её ровняли танками. Скальник сменялся песком, затем мелкой галькой. А иногда дорога просто растворялась в степи и ехали прямо по траве, стараясь не свалиться в сурочью нору. Первый перевал, на который мы выскочили, был высотой 2800 над уровнем моря. Не буду говорить про вид открывшийся нам, простыми словами не передать, а то как мы выражали свой восторг, печатать ни в каком издании не положено. Мотоцикл глох, сказывалась разреженность воздуха и нехватка кислорода. На этом же перевале встретили первый ОБО – это куча из камней, палок, костей животных и водочных бутылок. Это место поклонения и приношения даров духам этого места. Чтоб они хранили путника в дороге и не устраивали ему проблем. Обычно эту кучу камней нужно обойти по часовой стрелке 3 раза, закидывая с подножья на верхушку камни, но видимо как оказалось можно складывать и пустые бутылки и кости баранов и всё что не жалко. Марк постоянно отставал, и его приходилось останавливаться и ждать. Знаков ограничивающих скорость передвижения не было, как впрочем и дороги, так что валить можно было и 70, и 80, и 90. На одном из таких пит-стопов прождали минут 5. Глядим, на пригорке у дороги какая-то фигура, отдалённо напоминающая нашего английского друга, машет руками. Наверное, пытается привлечь внимание, подумали мы и поехали к нему. Монгольская дорога постоянно подбрасывает сюрпризы, чтоб путники не расслаблялись. Не проехав от таможни и 10-ти километров, Майк вылетел на участок с глубокой галькой и мотоцикл швырнуло так, что аж развернуло на 180 градусов и протащило на кофрах метров пять. Всё закончилось благополучно и кроме лёгкого испуга, последствий ни каких не было. Это был первый звонок… Марк так же влетел в глубокий песок, который неожиданно возник на его пути и словил «креста». Колесо завернуло под углом 90 градусов, и наш доблестный последователь МакГрэгэра полетел вместе с GS кувырком. Невнимательность и неопытность стоила развалившейся «морды» на мотоцикле, пару ссадин и синяков. Как следствие, потух восторженный блеск в глазах, появилась задумчивость.
Солнце село, когда мы подъехали к первому на нашем пути городу Баян-Олги. Километра за два до самого населённого пункта начался асфальт, это приятно порадовало. Окраина города ни на что виденное прежде не походила. Глиняные заборы вперемешку с такими же глиняными сараями без крыш, в которых очевидно живут люди. В отдалении, на одном из крупных глиняных сооружений, купол голубого цвета, с полумесяцем. Мусульманская мечеть, типа того. Основная масса народу этнические казахи, насильственные переселенцы. Людей на улицах очень много. На центральной площади столпотворение. Какой-то праздник. На крыльце «Дома культуры» сцена, там читает ХИП-ХОП какая то мальчукова-педерастковая команда. В некоторых песнях узнаём наши родные, только изменённые до безобразия. Сразу окружила толпа. Много молодёжи. Страшно много. Все орут на непонятном нам языке, трогают технику, дёргают за рукава курток, от того и страшно. Из толпы сразу же вынырнула девушка, «Гостиница нузна?» –«Канешна Будем!». Технику загнали в гараж, сами поднялись в номер. 3 койки, туалет ванна совмещена. Телевизор и термос с монгольским чаем. За всё шоу 12 000 тугров с носа. Это что около 250 рублей. Вода есть, но только ледяная и бегущая такой струйкой, что мы струйки и побольше видали. Можно было намокнуть, но о полноценной помывке не могло быть и речи. Более или менее почистив «пёрышки», спустились в бар.
- «Кушать есть?» - «Есть» - всё та же русскоговорящая девушка, и администратор, и бармен и переводчик. - «А что есть?» - «Манты и котлеты. Оцень укусна, дёшива, выгадна!»
На радостях заказали и того и другого, и с пивом, и не стеснялись. Сидим, пьём, утоляем голод. Делимся впечатлениями, строим планы. Казахские монголоиды начинают роится рядом и всем своим видом показывать, что намерены надавать нам люлей, так, на всякий случай, для полноты ощущений. Сидим, не ведемся, даже после того как в нашу пепельницу один затушил «бычок» и что-то прокрякал - не обращаем внимания. Во-первых кухня просто объядение, пиво холодное, бутылочка с испариной, а этих людоедов человек 30 и у нас просто ни шанса. Поели, расплатились, еле оторвали свои отъетые тела от стульев. Посчитали, что всё-про-всё нам обошлось в 550 рублей. Прикинули, что шансов похудеть за дорогу у Дмитрия стало значительно меньше и пошли спать. Отход ко сну, во время путешествия, это целый ритуал. Ещё на Сахалине Майка предупредили, что Дима страшен в своём сне. Его храп, отвратил от совместных ночёвок немало мотоциклистов, а посему в дорогу был взят достаточный запас беруш. Марк не был готов к этому и на все предупреждения только улыбался и пердел напропалую не прекращая и без предупреждения. За это у нас можно было бы и по сополям съездить, а так как буржуйчик был тщедушен, и на наш взгляд просто воспитан в традициях английских лордов, пускай «ветра» где хочешь, не держи в себе непотребного засранца, пожалели.
1 июня. Монголия.
Первое, чтоо наш английский друг сделал утром, это заявил что с нами ему не по пути, у него проблемы с мотоциклом, у него масса времени, и он не хочет быть нам обузой……и Дима очень громко спит. Не знаем, что из всего сказанного действительно послужило поводом для принятия такого решения, но ДИМА ОЧЕНЬ СИЛЬНО ХРАПИТ!
Светает рано. Первое что, сделали утром, позвонили с ближайшего переговорного пункта домой и предупредили, что живы и здоровы, рассказали обо всех приключениях последнего дня. Звонок стоит недорого. Что-то около 8 рублей за минуту переговоров с Сахалином. Быстро навьючив мотоциклы и попрощавшись с нашим другом Марком, выскочили из города. Километров 5 прошли по хорошей асфальтированной дороге. Только мы расслабились, как она закончилась и началось …. Больше 50-60 км/ч ехать невозможно. Дорога состоит из булыжников разной величины вперемешку с песком и глиной и ещё хренпоймичем. Форсируем много пересохших русл рек. Время от времени останавливаемся перекурить, поснимать и пофотографировать красоты, расстилающиеся впереди. На контрасте красновато-желтовато-белого ландшафта очень синим кажется, без единого облачка, небо и длинное озеро, вдоль дороги. Через каждые несколько километров развилки. Но мы уже опытные, знаем, что ехать нужно держась рядом со столбами линий электропередач. Заблудились, на одном таком перекрёстке пошли не в ту сторону. Выбрали дорогу получше (это и естественно). Оказалась - не та. Надо было по плохой, она главная. Кошмар! Вернулись назад. Всё чаще и плотнее стали попадаться юрты пастухов. Немного забавляло своей несуразностью наличие возле каждой из них спутниковых антенн и солнечных батарей. Ландшафт менялся очень быстро - горы, степи, броды перевалы, камни, песок. Просто не успевали перестраиваться и привыкать к одному режиму движения, как дорога подкидывала тебе ещё что-то. После выхода из продолжительного спуска с одного перевала, решили остановиться, передохнуть у каменных столбов неприродного происхождения. На расстоянии метров двухста от ближайших скал, в расщелине, стояли 3 плоских камня, со следами рисунков в виде полос, кругляшков и чего-то нам непонятного. От старости рисунки были еле заметны, но всё таки читались. Пошарахавшись вокруг, нашли у подножья одного из камней-памятников странный камень красного цвета, размером с мяч для тенниса. Он как то сразу бросился в глаза своей необычной яркость. Когда мы его подняли, он ко всему ещё оказался нереально горячим. Мы были в высокогорной зоне, холодный ветер и всё вокруг такое прохладное и камень горячий, как кружка кофе, не совсем вписывался в общую картину. Посмотрели и не долго думая, поборов соблазн взять его с собой, положили на место. Попросили прощения у духов за нарушения их покоя и за рукоблудие, постарались свалить оттуда побыстрее. Под «ложечкой» сосало то ощущения того что, что-то не так. Пол часа езды по скалистому участку дороги и мы выскочили в лабиринт из валунов размером от чемодана, до «запорожца», между которыми пролегали достойного качества грунтовки. Езда напоминала слалом, и мчаться между валунами было даже как-то прикольно… В тот самый момент, когда Дмитрий возомнил себя королём грунтовок и властителем Монгольского бездорожья, его внутренняя гармония и внешний вид мотоцикла… был нарушен булыжником, спрятавшимся у самой кромки дороги в кустах. Полёт кувырком, оставляя за собой пыльный след, в вперемешку с кофрами и прочей поклажей подействовал отрезвляюще. Дорога только можно сказать началась, а чемоданы поотрывало с корнем, крепления винтом. И вообще упасть практически на ровном месте, не рассчитав габариты груженого мотоцикла, было шоком! Кое как приладив всё на место, стянув стяжками «TOURO-TECH-евские» коробки, решили остановиться в ближайшем городе Ховд. Слава Богу до него было километров 60. По быстрой схеме заварить крепления и поехать дальше, времени было только часа три по полудню. Как на зло, в Монголии был, какой то детский праздник, а по сему ни чего не работало. Нам пришлось найти гостиницу, и встать на постой. А что делать? Нам повезло, хозяйка отеля говорила по-русски, и её муж пообещал на следующий день с утра решить все наши проблемы со сварщиком. Остаток дня посвятили походу по различным закусочным и прочим общепитам. От баранины у нас уже у самих запах был как от баранов. И тяжести в желудке. Но гостеприимные хозяева на наше «БЕ не надо, надо МУ, понимаешь!», понимали всё превратно и несли двойные порции всё тех же баранов. Прогуливаясь по городу заметили такую особенность, в городе кроме коршунов нет боле ни каких птиц. Ни ворон, ни воробьёв. Зато этих поганцев, можно в небе увидеть до 15 особей за раз…
2 июня Монголия
За день прошли 470 км,остановились в г. Алтай. Слава Богу, нашли душ с гостиницей. Впечатлений масса, и от природы и от движения. Наткнулись на стадо (или стаю?)сайгаков. Попытались их перегнать. Теперь Майк знает, что сайгаки бегают со скоростью 90км/ч. Но на пути посередь степи-пустыни бывают незапланированные лужи. Вот в такую Майк и попал, помял сильно морду... мотоцикла. Часто встречаются и верблюды. Но их скорость передвижения почему-то не проверяют. Температура воздуха - днем до +20, ночью минусовая. Поэтому ночевки тольки в населенных пунктах.
Ночью замёрзли как собаки. Отопления соответственно нет, и если дневные температуры могут доходить до +28С, ночью не больше +4 +7 градусов. Мотоциклы отогнали к городскому рынку, в больших монгольских городах весь ремонтный сервис обычно расположен у рыночных площадей. За 40 минут нам сварили всё, что только могли и мы готовы были ехать дальше. Сразу хочу сделать лирическое отступление. Ещё на подъезде к Монголии нас все кто тока мог, включая немецких мото-мать-их-циклистов предупреждали, что в Монголии процветает воровство. Что всё нужно паковать и прятать от греха по дальше, так как монголы не чисты на руку. Враньё! Пока мы сорок минут варили мотоцикл, все вещи были разбросаны в радиусе 5 метров, народу до жопы, ни один болт не пропал. Неоднократно в степи встречали брошенные машины, груженые со всеми делами, просто без людей. Ещё со времён Чингис-Хана есть такое поверье, если в дороге человек что либо бросил, нельзя брать. Бросили или оставили не от хорошего, значит вернётся. Брать нельзя, ТАБУ. За это монголам уважуха.
Выскочили из города и сразу, не проехав и 5ти километров, встретили первых верблюдов. Офигеть! Какие они страшные! Облезлые или не до конца вычесанные - просто уроды. Зная их наклонности к плаванию, близко не подъезжали, но сфотографировались. Дорога как обычно оставляла желать лучшего, всё по-прежнему камни, гребёнка иногда песок, что тоже мало приятно. Чтобы не сбиться с дороги постоянно спрашивали у всех встречных как проехать. К тому, что посреди степи сидит человек, чай из термоса пьёт, на нас в бинокль смотрит уже давно привыкли. Что в одну, что в другую сторону километров 20 ни души, а он чай дует. Видим два силуэта на пригорке. Думаем сейчас нам путь то и укажут. Не доехав метров 70 до «мужиков» чуть от неожиданности с мотоциклов не попадали. «Мужики» встрепенулись, крылья расправили размахом метра на 4-5 и превратились в грифов что пожалуй незадачливого мотоциклиста с мотоциклом запросто поднимет… Живой мир Монголии не переставал удивлять.
Въехали в пустыню. Ехать приходилось, отставая друг от друга на дистанцию до километра. На безветрии пыль поднималась такая, что непроглядным шлейфом висела ещё минут 10. Едем. Майк впереди, Дима сзади отстаёт. Скорость 80. С правого бока замечаем какое то движение. Поворачиваемся. Над пустынной степью несётся туша, среднего размера поросёнка, пятак в землю, маленькие рога назад смотрят. Лупит так, что аж ног не видно, только пыль метра три позади него поднимается. Смотрим на спидометр на него, на спидометр на него…думаем ну и быстрая же Ты зверушка и подваливаем до 90 км/ч…. Эта свиноподобная тварь, в последствии оказавшаяся джейраном, тоже что то подумала, и хрюкнув что то типа «БМВ, руки, крылья - главное ноги» вырвалась вперёд и оставив нас позади растворилась в мареве пустыни. Мы признаться маненько охренели.
В пустыне дорога хорошая, плотно укатанная, немного виляет меж редких кустов каких то колючек, но вообще автобан. И вот посреди этого пересохшего автобана повстречались два одиночества. Майк на БМВ и лужа…. Откуда в пустыне ЛУЖА!? Как она там оказалась? Загадка, над которой Майк думал все 10 метров пока летел кубарем на перегонки с мотоциклом, кофрами и прочим багажом. Хорошие мотоциклы делают в Германии. После всех этих немыслимых кульбитов из ущерба слегка лопнувший пластик обтекателя и поцарапанный ветровик… да, ещё отлетела кофра, но её без последствий быстро установили на место. Болело плечо и душа. Ну как же я мог так? Почему мы не смогли найти отвалившуюся пассажирскую подножку в радиусе 50 метров вокруг места падения? Куда в пустыне она могла задеваться? Просто мистика.
Ещё засветло въехали в город Алтай. Поселились в гостинице. Как обычно воды нет. Но в трёх кварталах от гостиницы есть один единственный на город общий душ с четырьмя кабинками. Там то, выстояв не большую очередь, мы и помылись. Провожатым в Алтае у нас был один русскоговорящий ювелир. В своё время он отучился в Загорске, в училище искусств и очень истосковался по русской речи. Он не отставал от нас ни на шаг. В конечном итоге он пригласил нас к себе домой и устроил приём по всем канонам монгольского гостеприимства. Начнём с того, что в гостях у монголов вся уважуха достается самому старшему по возрасту гостю. Это, и всё внимание, и всякие вкусности типа водки и тарелки с едой … всё ему. Всеми этими плодами гостеприимства наслаждался Дмитрий, и по видимому ему это нравилось. Да, ещё по старой монгольской традиции хозяин, если действительно рад принимать у себя гостей и выказать особое уважение, угощает вас нюхательным табаком, опять же по старшинству. Табак храниться в табакерке похожей на кусок мыла с крышечкой - табакерка обычно в парчёвом мешочке - а мешок хозяин прячет куда подальше, до особых случаев. Табакерки бывают очень старые и передаются из поколения в поколение как реликвия семьи. Обычно они сделаны из камня, но бывает и пластмассовый ширпотреб. Некоторые сделаны с использованием полудрагоценных камней и драгоценных металлов. Они могут стоить до 10 000$ и являться историческим и культурным наследием нации. Табак похож, да и является собственно порошком темно-коричневого цвета. Его извлекают из табакерки специальной ложечкой расположенной на крышечке, высыпают табачок на ноготь большого пальца и… мозги от чиха просто взрываются. Чем громче чихнёшь, тем выше ответная уважуха хозяину.
3 июня. Монголия.
За день прошли 400 км. Повстречали трех англичан-мотопутешественников. Это ж какое количество иностранцев там гуляет, если наши ребята за все время маршрута их видели уже десяток? Передвигаются они - англичане - со скоростью 40-50 км/ч, на японских мотоциклах. День этот выдался трудный. Майк умудрился пробить колесо куском арматурины, пришлось ремонтироваться самим. На маршруте много рек с переходами через брод. К вечеру добрались до г. Баян-Хонгор. Впечатлений много, как сказал Майк по телефону "Перемешано как соль с сахаром, где горько, а где сладко, все в одну горсть".
Утром в гостинице Дима жаловался, что «соседи совсем осатанели, всю ночь стучали ему в стенку, не давали спать, что за сервис, если тебе не дают спать?». Прсто в монгольских гостиницах не предусмотрены беруши, специальные волшебные затычки для ушей, которые были у предусмотрительного Майка. И они, не имея возможность уснуть от храпа в соседнем номере, от бессилия колотили в стену. В половине девятого утра, за нами заехал наш монгольский друг и устроил экскурсию по городу и в гыр (юрту) своего друга пастуха. Юрта стояла на возвышенности над городом, и оттуда открывался великолепный вид на город, горы и стадо коз и овец, которое паслось в долине. Юрта достаточно вместительная, метров 5-6 в диаметре. Там проживала семья из 6 человек, родители и четверо детей. Нас напоили уже полюбившимся чаем с конфетами и печеньем, и мы выдвинулись дальше. На выезде из города, всё тот же монгол (к сожалению не помню его имени) учил нас приносить дар духам дороги в виде водки. Странно, но у нас в России никто, хоть в трезвом, хоть в нетрезвом уме водку выливать на землю не будет, а у них это в порядке вещей. Через 200 километров встретили на дороге трёх мотоциклистов из Англии. Парни шли в кругосветку. По плану у них была пустыня Гоби, Китай, Австралия…. Но по их виду, а выглядели они, как побитые немцы под Сталинградом, им бы доехать до ближайшего города и пристрелить своих кобыл. Гордостью их Ямах «Тэнари» были 41 литровые баки. Со слов англичан на них они запросто проходят 450 км и это даёт им чувство уверенности, что по крайней мере с топливом проблем не будет…… после того как они узнали что в условиях Монголии BMW на 17 с половиной литрах идёт 400 км и не предел, они маленько по грустнели. Средняя скорость передвижения по дороге у них 40-50 км/ч, останавливаются у каждого куста. Спят английские путешественники в загонах для скота в степи. Причина - проблема коммуникации в городах с людьми. То, что мы прошли за три с половиной дня, они едут уже неделю. «А как вы договариваетесь поспать, поесть…?» - законченные пиндосы.
Кроме этой встречи так особо ничего интересного не происходило. Ближе к Улан-Батору, рельеф постепенно стал более плавным, дорога, хоть и говно, но к ней уже привыкли. Степь без конца и края. Пару раз попадались верблюды, один раз видели даже белого, как снег…но всё равно уродливого))). Раз нас обогнала стая сайгаков и пару раз пересекали реки, было настоящее форсирование, как по книжкам. Ближе к вечеру по небу стали гулять зловещие тучи. Дождя не было, но нервы потрепали. Особенно когда Майк поймал металлический штырь в заднее колесо. Остановились. Из камеры торчит фигушечка длинной в сантиметр. Думаем ну как тебя в этой степи угараздило? Стали вытаскивать …. И извлекли на свет божий хрень длинною сантиметров в 25, как угораздило? Час убили на замену камеры. Да здравствуют бескамерные колёса!!! Накачивая колесо, заметили что единственный насос компрессор что-то тупит, не хочет набивать давление. Так на полуспущенном баллоне до Баянхонгора и доехали. Проблем с шиномонтажкой нет. В каждом городе и шиномонтаж, и сварка, и всё что только душеньке угодно. Заклеили, поехали, поселились в гостинице. С приближением столицы ихней родины и гостиницы, и сервис в них нас всё приятней и приятней удивлял. Номера роскошней, в них есть душ, даже с горячей водой. Можно было, и мы сделали это, постирать бельё в стиральной машинке. Плотно перекусив, пошли гулять по городу. Нашли «Монгол Шудан», что по ихнему почта, позвонили домой и в Улан-Батор нашему другу Томру, чтоб завтра ждал нас всенепременно.
4 июня. Монголия.
Звонил из Улан-Батора Тэмру, он помогает ребятам на маршруте. Сообщил, что они связались с ним по телефону - сейчас где-то на подходе к Улан-Батору.
5 июня. Улан-Батор.
Звонил Майк и предавал всем привет. Они добрались до Улан-Батора. Теперь они отмываются и отдыхают.
(c) Сахалинское отделение мотоклуба "NIGHT WOLVES", 2006г. Оригинал: http://www.ab-sakhalin.ru/list.php?c=trvl2006 |