|
Главная / Путешествия на мотоцикле / На родину диких лошадей / Часть 5. /
Видимо, не стоит особенно подробно описывать прохождение границы. Граница там вполне серьезная: документы, пограничники, осмотр, контроль. Слышал от людей рассказы, что чуть ли не за сто рублей границу переходили, сомневаюсь. На прохождение нашей границы ушло около часа...
Первый кордон пройден: за мотоциклами виднеется кусочек кпп (вообще-то, фотографировать на границе запрещено)
Затем идет полоса отчуждения и монгольская застава...
Стелла с флагами двух государств: Монголии и России.
Также весьма сурово, новые здания, просторные помещения. При подъезде к монгольской таможне (кпп Цаган-Нур), сразу подбежал некий человек в кепке, и указывая на надпись КакойтоБанк на ней, повел нас к будке обмена денег, вопреки нашим ожиданиям по-русски он не говорил. Мы как-то очень настороженно отнеслись и поменяли с Галкой десять тысяч российских рублей на двоих, на 400 000 их монгольских тугриков, 1:40, денег стало как у дурачка фантиков. Надо отметить, что кроме этого обменного ларька дальше деньги не поменять (2008 год), а купить на рубли там ничего нельзя, мы пробовали: отворачиваются и отказываются наотрез. Так что делайте выводы, курс вполне сносный. Дальше курс либо хуже 1:37, либо нужна карта типа Визы, с неё снимать оптимально, Фродо платил картой по курсу 1:47, но карту примут только в очень больших городах и то не везде умеют ею пользоваться.
те самые тугрики (на монгольском звучит как "тугруг") со стандартными изображениями Чингис-Хана и Сухбатара с одной стороны и картинками, не блещущими разнообразием - с другой ;)
самая маленькая бумажка, которую мы видели - 10 тугриков, самая большая - 20000 монетки не в ходу
тем не менее, Галка с Иркой получили по подарку на границе, когда меняли деньги мелкая монгольская девочка подарила им по монетке а потом мы нашли монетки в Улан-Баторе, в сувенирном магазине
Немного истории:
забавно, что монгольский тугрик был введен в обращение не так уж и давно - в декабре 1925 года монетки чеканились на Монетном дворе в Ленинграде, а банкноты печатались на Гознаке в Москве :)
до этого у монголов своих денег не было хотя, вроде как Чингис-Хан и чеканил серебрянные монеты, только они были найдены не на территории Монголии
в обращении были русские, китайские, американские, английские и мексиканские деньги весело, наверное, было что-то покупать!
правительство несколько раз пыталось создать свой национальный банк, но безуспешно пока не появился барон Унгерн в 1921 году (мне как-то привычнее, когда его фамилия звучит как у Пелевина в "Чапаев и Пустота" - Юнгерн)
барон, говорят, с собой привез два вагона золота из золотого запаса России, отправленного Колчаком на восток
так вот он ввел в обращение монгольский доллар на банкнотах были изображения животных интересно было бы посмотреть, как это выглядело, нашла только описание:
10 долларов были приравнены барану 25 долларов приравнены быку 50 долларов приравнены лошади 100 долларов приравнены верблюду
интересно, на самом деле тогда животные столько стоили? едешь ты так, к примеру, по степи, и видишь, как там эти доллары стадами пасутся и дорогу перебегают :))
Закончив обмен и набив карманы в прямом смысле деньгами, преступили к оформлению документов. Заполнили декларации, прошли на осмотр.
Самое большое веселье вызвала обратная сторона декларации на монгольском языке - 4й пункт. Кто угадает, что он означает? :)
Подошли к мотоциклам, я грустно вздохнул и посмотрел на все привязи и плотно забитые вещами аппараты. Монголы отнеслись с пониманием, поверхностно оглядели, попросили открыть кофры. Что это? Фотоаппарат. Это? Нож. Это инструменты. Печать, пропустили. Уже собрались отъехать, стоп машины. Андреич начал все распаковывать, зачем??? Оказалось наш несдержанный друг допустил ошибку в интонации, ответив несколько грубо миловидной монголке-пограничнику, за что и был сурово наказан и полностью досмотрен, ну или может банально понравился ей ;)
Проехали все заставы, в ожидание Андреича, решили перекусить. Я купил цай и принялся его пить фактически в одно лицо, все остальные, презрительно посмотрев на него, сделали по глотку и отказались, а мне понравилось.
Цай - это чай по-монгольски
Состав: кипячёная вода, заварка в виде плитки зеленого чая, молоко, немного масла, поджаренной муки и соли.
Примечание от Галки:
Вкус спецефический, особенно для человека, который не любит молоко... но! мне понравилось, несмотря на инсинуации Бороды, дело просто было в том, что мы еще поели бузов (что-то вроде мантов с мясом барана), и этот жирный цай уже просто не влезал в желудок - ну, отказываюсь я есть в таких больших количествах!
Дождавшись товарища, поехали в глубь Монголии. И вновь КП, что на этот раз? Оформление страховки. По техпаспорту выписывают красивый буклет за 12 000 тугриков, по-нашему триста рублей.
И вот мы в Монголии. Грунтовая широкая дорога уходит к горизонту. Мы в Цанаг-Нуре (с монгольского переводится как "Белое Озеро"). Село? Деревня? Город? На карте он обозначен и выглядит вот так - юрты, деревянные домики, облезлые металлические вагончики:
Выезжаем из Цаган-Нура. Справа и слева степь, обрамленная горными грядами. Вижу движение. Потревоженные нами суслики в панике бросаются к своим норкам. По книгам и телепередачам про животных у меня сложилось впечатление, что суслики в тех местах, выглядят несколько иначе - длинные, худые. Эти коренным образом на них были непохожи. Размером чуть больше кошки, песочной расцветки, но вот при виде филейной части, я не смог сдержать смех. Толстенький задок на коротких лапах, их бег никак нельзя назвать стремительным или грациозным, перекатывающиеся булки явно не способствуют быстрому бегу. Пробегая к норке, зверек не ныряет туда, он залетает, его зад заносит выше головы и все это создание с в клубах пыли грохается под землю.
Примечание от Галки:
Это тарбаганы - монгольские сурки; у нас они тоже живут - в Забайкалье. В Уланбаторе есть памятник тарбагану, жалко мы об этом не знали... В Новосибе про этих зверьков нам рассказывал таксист - раньше их можно было есть, мясо считалось деликатесом, несмотря на спецефический запах, а сейчас, говорит, очень много больных животных, есть не рекомендуется... Сейчас охота на табраганов в Монголии запрещена
фото из инета - живой тарбаган и памятник, поймать сами его в кадр не смогли
Старая монгольская легенда о тарбагане
...Когда-то очень давно на небе светило семь солнц. Стояла нестерпимая жара, от которой страдали и люди и звери. Великий и очень гордый охотник Эрхимиргэн вызвался сбить с первой попытки все семь солнц. Другие охотники утверждали, что у него это не получится. Тогда гордый Эрхимиргэн поклялся отрубить себе большой палец – самый важный для лучника, если он хоть раз промахнется, а потом уйти под землю и есть одну траву до самой смерти. Первыми шестью выстрелами он сбил шесть солнц, но седьмая стрела угодила в хвост пролетавшей ласточке, изменила траекторию и пролетела мимо солнца. С тех пор у нас одно солнце, у ласточки хвост с дыркой, а гордый стрелок отрезал себе палец, укрылся от людей в норе и стал есть траву. Со временем оброс шерстью и стал тарбаганом.
Дорога из Цаган-Нура вроде есть и неплохая. Галка фотографирует стеллу с надписью "Мянганы Зам". Никто из нас на тот момент не знал, что переводится это как "Дорога Тысячелетия".
Грандиозный проект, который разрабатывался правительствами трех стран - России, Монголии и Китая. Проект предусматривает объединение усилий трех государств для строительства современного автобана, призванного соединить слабо развитые с точки зрения инфраструктуры регионы Китая и Монголии с Алтайским краем. Автомагистраль протяженностью 2668 км пройдет от западной границы Монголии до восточной и завершится к 2015 году.
Проехав некоторое время по нормальной федералке, мы расслабились и уже решили, что фи, по такой дороге эту Монголию можно пройти дней за пять...
местами "стиральная доска", пылища, но ехать можно
Здесь задул ветер и ехать стало приятнее - вся пыль сносится в сторону
Как тут же… тут же стало много дорог! Налево, направо, одна в гору, прямо шло так же пара колей от автомашин, а потом уже не пара, а гораздо больше! Включили GPS, поехали по нему. Проезжаем мимо населенного пункта, выбежали на дорогу дети. Одни нам просто махали, одни махали, что мы едем не туда, а один, подобрав камень, уже было приготовился в нас кинуть - замахнулся, но подъехавший к нему Андреич сделал пальцами ковбойский жест, имитирующий спуск курка, и тот с визгом ломанулся в сторону своей юрты. Через пару километров стало ясно - МЫ ЕДЕМ НЕ ТУДА. Подъехали два парня на китайском мотоцикле. Бензин?! – говорю я. - АА!, Бинзин! - машет нам рукой, езжай за мной. Крутил нас какими-то дорогами и вот бензоколонка (N49 30.635 E89 43.910).
Сразу вспомнился фильм Кин-Дза-Дза. Лутс давай..
Вышел хмурый мужик, открыл колонку, вставил в бак мотика Кэндл пистолет и принялся крутить ручку, заливая восьмидесятый бензин. Кэндл чуть не лишилась чувств - ДРЗ по мануалу ест только 95-й! Залили полный бак, больше заливаться никто не рискнул, надо рассчитаться. Цена одного литра 80-го бензина по прайсу 1650 тугриков, кхм… то есть в рублях это 48 рублей за литр! Попытались спорить - уж, очень дорого! - мужик показал "прайс" на внутренней стороне дверцы колонки...
Посовещавшись, решено было изменить первоначально планируемый маршрут: двигаться не на восток, а доехать до города Олгий (так, вроде, это название выглядит на карте) - на юг, а там уже решить, мы едем по северной дороге, как собирались, или по так называемой "Федеральной трассе".
Ребята на мотоцикле вывезли нас за город, показали одну из множества колей от авто, махнули рукой сказав – Олгы. Ну что ж поехали.
это, видимо, озеро Дунд-Нур
Собственно, кто катался по грунтовым дорогам, тот прекрасно сможет себе это представить. Местами весьма хорошая укатанная колея, местами попадаются груды камней, в которых переднее колесо норовит увязнуть, грозя падением. Местность так же не всегда ровная, поэтому неожиданно возникают кочки, которые не объехать, иногда следы от дождевых ручьев, их так же с тряской переезжаешь.
это, вроде как, тоже "федералка", если верить gps'у...
Обратите внимание на столбы - линии электропередач. Говорят, что монголы часто ориентируются именно по ним, о чем мы, прочитав еще дома, всегда вспоминали... Столбы идут ориентировочно от одного населенного пункта к другому, правда, часто напрямую - через горы и бездорожье...
Стало темнеть, а поскольку кругом горы, то сначала понемногу темнеет, а потом бац! вторая смена! кто-то задевает главный рубильник, и солнце гаснет. До Олгия еще километров сорок пять, а в темноте ехать по петляющей грунтовой дороге гораздо сложнее и опаснее. Но что это? Мираж?
Показываю друзьям в сторону, где на высоте пары метров, проходит прекрасное асфальтовое шоссе! Фродо уверяет всех, что это мираж, не надо ему верить :) Подъехали и, найдя въезд, действительно, оказались на свеже построенном асфальтовом шоссе прекрасного качества. Тут же в голове возник образ вкусного ужина, бутылочки пива, душ. И некоторое недоумение - откуда?!!
А вот и указатель: да, едем в правильном направлении!
Здесь надо сделать небольшое, но важное отступление словами Галки, которую всегда интересовало, что означают названия разных населенных пунктов и прочие филологические и этнографические заморочки...
Монгольский алфавит точно такой же, как и русский, те же буквы... плюс еще две дополнительных - одна похожа на перечеркнутую букву "О" (как на фото выше), другая - похожа на латинский Y.
Как Галка выяснила, перечеркнутая О читается как долгое О, Y - как долгое у... это примерное объяснение, потому что, видимо, все равно есть различия в произношении, хоть монгольский тугрик и "должен" читаться как "тогрог", монголы произносят "тугруг", Олгий (с перечерунтой о) все равно нами, русскими, воспринимался в их, монгольском, произношении как "Олгый", а не как "Улгий" - как обозначено на многих картах... Отсюда было очень много недопониманий, когда спрашиваешь дорогу... Потому что есть еще один город в Монголии, который пишется именно как "Улгий", а не "Олгий" с перечеркнутой О... пишется по-разному, произносится примерно одинаково... засада! :)
К Олгию-Улгию мы подъехали где-то через час, практически в полной темноте. Поплутали по городу в поисках мотеля (N48 57.954 E89 58.100) минут пятнадцать и намозолили всем глаза. Местный таксист согласился проводить нас и показать дорогу. За свои услуги таксиста и переводчика он взял 5000 тугриков, 125 рублей. Пока разгружали вещи и договаривались о номерах, я нашел магазинчик и купил всем по баночке пива. Эх, как приятно после тряски и жары, вечером выпить баночку холодного пива, а уже после заносить вещи в номер или ставить палатку. Так и сделали.
Картина маслом: пятеро в мотоэкипе сидят на асфальте посреди площади перед гостиницей, рядом с мотиками, и пьют пиво, как оказалось, корейское - "Tiger" и "Hite"... Тигер вкуснее :)
С обещанной стоянкой нас прокатили, мотоцикл оставили возле входа. С едой также пришлось туго, в кафе праздновали свадьбу, гуляли по полной: пока стояли под окном, сполна наслушались монгольских песен, а в молодежном клубе из еды - дорогое пиво с арахисом.
Правда, и здесь вышло забавно, подошли две монголки, выяснили, что мы русские, оказалось, что одна из девушек учится в Москве, в Финансовой Академии, которую заканчивал Фродо :)
Решив что на ночь есть вредно, пошли по номерам, слушать монгольское свадебное караоке.
Утром девушка с рецепшена принесла термос с кипятком, чай в пакетиках "Принцесса Нури" и сахар, в остальном, надо думать, нам с Галкой достался номер супер-эконом.
Пятна на скатерти - это действительно заляпанная скатерть. Еще там лежала вилка со следами засохшей еды (фотографировать не стали из этических соображений)
Это вид из окна номера во внутренний дворик
Оконная рама, дырявое белье...
прям разруха какая-то
Утром на жаре собрали привязали вещи. Галка выносит то, что можно прицепить на спину: рюкзак, на котором висит сумка на бак и шлем, и коврики на палках :)
Все запустили прогреваться двигатели, я также выжал сцепление и ручка как-то подозрительно легко поддалась. Так и есть, тросик сцепления вышел из крепежной бабышки рычага. Андреич покумекал, воспользовался богатым опытов владения ижа и поехал в город искать гайку на шесть, что бы на конце тросика её расплющить и вставить обратно в рычаг. Минут через двадцать вернулся с добычей, на вопрос как ему удалось объяснить монголам, что ему нужна ГАЙКА НА ШЕСТЬ, он отвечать отказался.
Внедрив с помощью камня и строительного молотка гайку, мы побороли этот глюк. Странно, что сам трос я поменял перед поездкой - видимо, качество его было сомнительным.
Мелкий монгольский пацан, собиравший бутылки на помойке, отвлекся от своих дел и не отходил от нас, пока мы не уехали
Намаявшись на жаре, перекусили в ближайшем кафе и приступили к поиску заправки и бензина. Нашли 92й. Залились.
Выехав за город, нашли дорогу и двинули дальше по федералке. Северной дорогой решено было не ехать. На то было несколько причин: первая - это возможность встрять без топлива. Наших двух десятилитровые канистры на четыре мотоцикла недостаточно. Также нас предупредили, что мостов на севере нет, только броды, которые могут быть недоступны из-за дождей и разлива рек, а сидеть и ждать, пока спадет вода, времени нет. Единогласно решено было двигаться по федеральной трассе.
Удивительно, но в Монголии все же есть деревья! Обычно на окраинах городов, там где есть водоемы
Это не пожухлая трава, а довольно жесткие колючки
С горки обычно бывает лучше видно, как много разных дорог впереди
на карте мы нашли довольно большое озеро - Толбо Нур, вдоль него и двигались, пока не нашелся удобный поворот к воде ("нур" по-монгольски и есть "озеро")
Озеро горное, конечно, они радикально отличаются от озер средней полосы РФ и не только своеобразной красотой, но и формой и содержанием элементов в воде. Жара стояла несусветная, поэтому искупать захотели все. Вокруг ни души, людей мы не видели уже больше двух часов, наблюдали только следы их наличии на монгольской земле - брошенные строения, следы автомашин...
На берегу Толбо Нур
Само озеро расположено между двух хребтов и вытянуто с севера на юг на 42 км. Ширина его – несколько километров. По площади Толбо совсем немного уступает Телецкому озеру. Говорят, погода на Толбо меняется по несколько раз на дню. То светит солнце, то налетят тучи. То есть ветер, то нет. Нам повезло с солнцем - пока выходишь из воды, успеваешь высохнуть практически целиком.
Заброшенная стоянка юрты на берегу... или не заброшенная, а просто ждущая своего часа?
Не очень видно на уменьшенном фото, но рядом с камнем лежит скелетик какого-то животного, явно неспроста
Строящаяся дорога. Вернее, здесь она заканчивается, дальше только объезд слева в горы
Отъехав от города километров сто, меня обгонят Фродо и произносит фразу, которая в последствии стала своеобразной карточкой Алексея - "Мой прибор говорит мне, что мы движемся не туда". Отклонение от GPS-маршрута несколько километров на север. Кхм. На мои аргументы, мол, вот дорога, ведет на Восток, качество её нормальное и мы видели даже одну машину, прошедшую по ней, - не подействовали. Развернулись. Для уточнения, я предложил спросить у мужика на обочине... Зачем? - ответили мне и так все понятно, нам в другую сторону. Ну ладно, что ж, поверим прибору.
Еле заметные следы от колес машины - и есть та "федералка", которую указывал GPS
Через три часа блужданий, я уточнил у Фродо в какой ...опе мира мы находимся по его прибору?? Час мы просто ездили по каменистой степи, затем по степи в кочках от растений, проезжая довольно глубокие русла высохших горных рек и ручьев. Спрашивали у местных подъезжая к юртам. Странное подобие дороги вывело нас на засохшее по всей видимости в прошлом соленое озеро от которого осталась маленькая лужа, там на нас накинулись полчища гнуса и мошки, мы реально драпали со всех ног от туда.
Если не знаешь направления, то по степи можно ездить оооочень долго... если знаешь - тоже :)
О, здесь шла машина!
Высохшее озеро с гнусом
Тем временем высота выросла примерно до 2300 метров, мы упорно искали дорогу по GPS, а вода, разумеется, подошла к концу. Фродо и Кэндл по разу приложили - пусть и не сильно - мотоциклы, а я в свою очередь несколько раз словил ямы такой величины, что работы подвесок не хватало и удар приходился в защиту картера и центральную подставку.
Апогеем поиска дороги стал подъем на высоту 2750 метров горного перевала, Африка на второй передаче вытянула практически до вершины, только в конце уже пришлось перейти на первую и одолеть крутой склон. И вот оказавшись наверху, между двух скал, естественно, не увидев никакой дороги кроме пары автомобильных следов и кучи костей и черепов животных, меня одолел сей вопрос.
На перевале
На первый взгяд можно подумать, что это старые следы от машин... На самом деле - это сайры - пересохшие русла речек, спускающихся в дождливый сезон с гор. Ехать по ним не рекомендуется.
Дорога так и оказалась как истина, где то рядом, в стороне. Спустившись с перевала, набрали в горной реке воды, напились вдоволь и взяв курс на восток, через какое-то время мы вновь вышли на дорогу, с которой свернули из-за показаний GPSа. Незабываемое приключение, спасибо составителям карт и лично Алексею - и правда было интересно и весело :)
Вообще этот день был полон событий. Выехав в верном направлении через некоторое время мы догнали автомобиль раллистов. Оказывается в то же самое время проходит международное ралли Лондон-Монголия. Машине крепко досталось, пробиты оба правых колеса, замяты диски, но ребята не падают духом, ремонтируются прям в горах.
Дорого постепенно перешла в степную, качество её улучшилось и вот за четырнадцать километров до города Ховд у Кендл заканчивается бензин, в моем баке к тому моменту плещется от силы литров шесть. Засунули шланг в бак Фродо. Кто же мог подумать, что он там застрянет наглухо?? Толи какой-то хитрый клапан, толи так хитро извернулся шланг, но вытаскиваться он не желал. Пока Андреич с Фродо обсуждали какую часть BMW надо разобрать, чтобы добрать ся сначала до шланга а затем до бензина, я хитро перекрутив шланг методом тыка на глазах изумленной публики его достал. Пришлось делиться бензином.
Здесь растут камни
Верблюдки :)
Такие промоины иногда попадаются по краям дороги
На парах мы въехали в ожидаемый, самый старый город Монголии - Ховд, основанный в 1685 году в целях противодействия маньчжурской агрессии.
Нашли гостиницу (N48 00.216 E91 38.580), Фродо по обычаю пошел узнавать о номерах, я же по обычаю нашел пиво. Но как объяснить монголке, что вам нужно не просто пиво, это слово международное по все видимости, они его знают, а вам нужно холодное пиво? Ага, загадка. Ну да кто был в Монголии, в шарады больше не играет. Вы указываете на банку, произносите пиво, она кивает, а затем делаете руками и телом движения, что вам очень холодно… результат не заставил себя ждать, принесли пиво из холодильника.
У мотеля опят встретили нашего уже знакомого чешского товарища на BMW - Антона. Он, перекусив, отправился ночевать за город.
А мы, расположившись в отеле, передислоцировались в кафе. Языковой барьер мешал нам определиться с выбором блюд, никто не мог понять друг друга, меню только на Монгольском. Фродо так хотел отведать баранинки, что подошел к официанту, потыкал в меню, изобразил барана - бееее, приставив пальцы к голове. Это вызвало феерическую истерику у всей кухни, даже сковородки попадали. Баранины нам не дали, ну да хоть развлеклись, перекусив задрыхли.
Продолжение. Часть VI. В поисках несуществующего города
|