Часть X

О сайте Африка Твин ру Модельный ряд Скачать материалы Путешествия на мотоцикле Пилоты Африка Твин Форум мотоциклистов Мотофутболки

Главная / Путешествия на мотоцикле / На родину диких лошадей / Часть 10. /

Алтан Булаг, ДулаанХаан, Бугант

И вот показалась стелла и контрольный пункт города Уланбатор, сотрудники полиции хотели помешать нам сфотографироваться на въезде, но услышав речь, отошли и  даже помогли сделать фотографии. 

Въезд в Уланбатор платный, об этом тоже пишут во всех отчетах и путеводителях. С нас не взяли ничего! И вообще пропустили через отдельный шлагбаум - объезжайте, мол, здесь.

Уланбатор (Улаанбаатор). Монголия 2008

Центральная улица Уланбатора, которая проходит через весь город - улица Мира. По ней и поехали неспешно... до ближайшего магазина, где взяли холодного пивка и воды и стали думать, куда дальше...

Столица столицей, а с урнами такая же напряженка... мусор валяется просто так

Уланбатор - очень большой город по площади, много индустриальных зданий и заборов, все весьма неприглядное.

Из истории:

Уланбатор основан в 1639 как кочующая (с 1778 оседлая) резиденция главы ламаистской церкви в Монголии под названием Оргоо (по-монгольски — ставка; отсюда до 1924 в европейской литературе используется название Урга).

По другой версии «урга» — это петля на конце шеста, которым монгольские скотоводы отлавливают животных. Для тех, кто живет в степи, урга — символ любви, уединения и силы в бескрайних её просторах. Воткнутая в землю рядом с юртой урга — объявление о зачатии нового человека. Издалека видя этот шест, монгол не подъедет к юрте, дождется поодаль, пока шест не будет убран. Именно это значение обыгрывается в фильме Михалкова "Урга - территория любви".

С 1706 город назывался Их-хурээ (Великий монастырь), а с 1911— Нийслэл-хурээ (Столичный монастырь).

В ноябре 1924 Нийслэл-хурээ был переименован в Уланбатор и стал столицей МНР.

Название «Улан-Батор» означает на монгольском «Красный богатырь», появилось в честь Сухэ-Батора (по-монгольски Сухбатора), который освободил Монголию от отрядов барона Юнгерна и китайских войск.

Пока решали, куда двигать, подошел пожилой дедушка, попытался порасспрашивать, кто и откуда на ломаном русском... показав на висящий фотоаппарат на руле, сказал - уберите, украдут...

Монгол

В центр, по причине дороговизны решили не соваться, нашли наугад гостиницу на окраине, оказалась очень и очень приличной, с хорошим и не дорогим рестораном и главное теплым душем в номере.

Люксойл Центр - это и есть гостиница

Предприятия Монголии

Вид из номера

Ресторан порадовал меню на русском языке. Покушав с "Черным Чингизом", пошли отрываться на бильярде - шары там красного цвета, а не белого, как у нас! Вечер закончился пивом на лестнице перед гостиницей, охранник, увидев, что мы покупаем его в гостинице, ужаснулся и сказал, что недалеко есть магазин, где все дешевле... Мало того, что сказал, так еще и вызвался его принести... удивительно!

Утро следущего дня было необыкновенным. Первое утро за много дней, когда нам не надо было собирать и подвязывать вещи, прогревать мотоциклы, обсуждать маршрут и куда-то ехать. Просто вызвали такси и поехали в центр за сувенирами.

«Nomin Holding» владеет 6-ю супермаркетами и торговыми центрами в Улан-Баторе, 4-мя торговыми центрами и региональной сетью в аймаках страны.

Магазин сувениров в Уланбаторе просто огромен, целый этаж различной национальной атрибутики. Картины, репродукции, теплые национальные наряди, обувь, поделки. На входе вам выдают корзинку и вперед, знакомиться с ассортиментом. Ходили часа два, набрав кучу всего, а главное, купив в подарок настоящий монгольский нож, не тайваньские подделки-штамповки, а мастеровой клинок. Никакого разрешения на это оружие мне не дали, кроме чека из магазина, собственно бестолковая бумажка. В центре зала есть стеллаж с картами Монголии, есть из чего выбрать, малые и большие атласы, конечно купили несколько штук.

Есть даже те самые марки "монгол шуудан" в качестве сувениров. И картины разных монгольских художников на тему зоофилии :)

Галка не удержалась и купила эротическо-порнографические игральные карты. По этическим соображениям фото не приводится :)

Купить сувениры в Монголии

На седьмом этаже вероятно самого высокого здания находится ресторан. Приготовившись отведать настоящих монгольских блюд, были разочарованы - ресторан оказался китайский. Зато с гиганскими порциями.

"Еще одно пиво, пожалуйста!"

Единственно что порадовало, это вид с балкона: весь город как на ладони, но смотреть особо не на что, старые советские здания, обшарпанные и потускневшие, хотя местами Уланбатор строится, в центре крупный бизнес-центр, местами производится ремонт фасадов.

Вид на Улан Батор

Профиль Чингиз-Хана на горе

Профиль Чингиз-Хана на горе

Ресторан располагается там, где висит реклама техники... наш столик был как раз за Тошибой

Отдельно хочется отметить манеру вождения авто в городе. Будьте аккуратнее, мы, хорошенько подумав, не стали тревожить свою технику и нервы, брали машину или ловили такси. Движение безумное, подчиняющиеся каким-то своим правилам, неописанным в книгах. Броун бы оценил по достоинству. Две сплошные линии не означают ничего, красный светофор тоже, постоянные хаотические, на наш взгляд, перестроения, узкие улочки, бибиканье и каким-то чудом выживающие пешеходы в этом бардаке.

ГАИ здесь нет, но есть служба под названием "трафик-полицай". Эти полицаи, в белых рубашечках, действительно, стоят на улицах города... наверное, что-то регулируют, но никому это не мешает разворачиваться через сплошную у них за спиной.

Ресторан Хар Хорин (Кара-Корум)

Ресторан "Хар Хорин". Хар Хорин - название древней столицы монгольской империи XIII века (по-русски это название обычно звучит как "Кара-Корум")

Микрорайон Москва. Уланбатор. Монголия

Микрорайон Москва. Спасибо Лужкову.

Долго расчитывали оставшееся  время, чтобы успеть вовремя отправить мотоциклы из Иркутска, поскольку Андреич с Кэндл хотели пару дней оставить на Байкал. По времени получилось так, что у нас оказалась еще одна ночевка в Улан-баторе. Хотели днем прогуляться по городу, да не тут-то было! Пекло в городе отличается от пекла в степи. Кроме того, в городе уже шлем от солнца не наденешь... В результате выбрались только под вечер.

Галка вычитала, что где-то в Уланбаторе есть некий бар с названием Ismus, в котором стоит четырехметровая статуя Сталина. Очень хотелось посмотреть, но адрес в книжке был коварно не указан... Однако, хочется отметить этот факт - может кому-то повезет больше, чем нам...

Такси вызывать не стали, небюджетно, Ирка поймала нам машину наугад. Водитель, монгол лет пятидесяти, немного говоривший по-русски (повезло!), совершенно не похожий на таксиста, согласился нас подвезти в центр. По дороге разговорились, рассказал нам про друга, живущего в России, про жену... Между делом позвонил ей, после чего передал мне трубку и я на русском объяснил, куда нам надо и кто мы. Видимо, нашего объяснения "нам в центр, где большой универмаг" оказалось недостаточно. Она передала ему все на монгольском и он привез нас куда нужно, развернувшись, как водится, через две сплошных.

На выходе из машины спросили сколько с нас, протягивая пять тысяч тугриков, мужик заулыбался, покопался в районе пассажирского сиденья и вытащил оттуда огромную котлету денег, потряс ими и сказал - Денег? Деньги есть. Денег не надо, ребята. Россия - Монголия - дружба!!

Галка вычитала в книжке, что в Уланбаторе много баров с собственными пивоварнями. Нашли открытое местечко на улице, отведали хваленого монгольского пива, сваренного в пивном ресторане - "Чингиз" и "Монгол", - на самом деле не особо, как обычное бутылочное. Пока сидели в кафе, было два забавных эпизода.

Проходят мимо несколько монголов и, улыбаясь, нам - Здравствуйте! Здравствуйте! Мы в недоумении, Галка: - У кого на лбу написано, что он русский?? Андреич: - У меня на спине!!Оказывается, Андреич в майке с надписью "Организатор фестиваля Обская Волна". И монголы прочитали русскую надпись, решили поздороваться.

А еще мимо прошел наш экипаж колоритных шотландцев, также праздно разгуливающий по городу - узнали, подошли к нам, разулыбались, пожали каждому руку.

Отдохнув и сполна увидев все, что хотели, пора было возвращаться на родину в Россию. Обнять березку, половить окушка в речке.

Выехать решили пораньше, ударно встав в шесть часов утра, чтобы по плану добраться сразу до Байкала. План немного подпортила девушка на рецепшене, с которой Фродо пошел расплачиваться карточкой. Монгольские деньги подходили к концу, и Федор согласился расплатиться за все номера сразу, с нашей последующей рублевой компенсацией.

Сначала девушка не могла включить эту машинку, потом раза четыре пыталась снять денег... Весь этот цирк отнял час времени.

На выезде из города, уже после кпп, увидели всю армию Монголии!

Только в Уланбаторе и после него можно поверить, что в течение нескольких столетий буддизм был доминирующей религией в Монголии

До границы нам предстоит проехать через два крупных города - Дархан и Сухбатар.

Сухбаатор, Эрдэнэт, Дархан, Ховд, Алтай, Булган

А может, назад, через Ховд?

Фанерный трафик-полицай

Природа все больше становится похожей на нашу, российскую

Не поверил своим глазам - поля?

Оказывается, в Монголии в речном бассейне реки Хара есть благоприятные естественные климатические условия для культивирования хлебных злаков, овощей, и особенно картофеля.

Статуя металлурга на выезде из Дархана, близ поворота на Эрдэнэт

Статуя металлурга на выезде из Дархана, близ поворота на Эрдэнэт.

Статуя устновлена в июне 2008 года в честь 15-летия Дарханского металлургического комбината. Сварена из различным металлических частей (автомобильные запчасти, арматура, шестерни, швейные машинки и т.д.)

Дархан - второй по величине город в Монголии, где сосредоточено много производственных предприятий.

Монастырь Харагин в старой части Дархана

Монастырь Харагин в старой части Дархана

Трансмонгольская железная дорога

Трансмонгольская железная дорога

Дархан связан с главными железнодорожными магистралями России и Китая, благодаря железнодорожной  ветке, проходящей с севера на юг Монголии. Первый камень Дархана как раз был заложен на маленькой железнодорожной станции «Бурхантын Хэндий».

Шаргын Цаган Нур (Шаргын Цагаан Нуур). Монголия

Шаргын Цаган Нур (Желтое Белое Озеро)

Следующий крупный город - Сухбатор, расположенный в месте слияния рек Орхон и Селенга. Назван в честь героя монгольской народной революции - Сухэ-Батора Дамдины.

Сухбатар. Монголия

По хорошей дороге уже через пять часов мы были на границе. Дорога домой быстрее, что не говори... Да и скучновато ехать по хорошему асфальту. Если заасфальтируют все дороги Монголии - она, несомненно, потеряет немалую долю своей самобытности и интереса...

"Крайний" монгольский сум - Алтанбулаг ("золотой источник"), до монгольской революции носил китайское имя Маймачена. Маймачен в переводе с китайского означает торговое местечко, торговый город.

Алтанбулаг (Алтан Булаг). Монголия

При въезде в Алтанбулаг - надпись "Вам добро пожаловать". Сверху символ "соёмбо".

Из истории:

Древняя монгольская идеограмма, которая ограниченно включает в себя ряд знаков, обозначающих целые понятия, эти знаки читаются сверху вниз.

Верх Соёмбо увенчан знаком огня, который для монголов традиционно означает рассвет и возрождение, а также продолжение и расширение рода. Три язычка пламени олицетворяют процветание народа в трёх временах - прошлом, настоящем и будущем. Ниже огня на эмблеме представлены солнце и месяц - древние тотемы монголов, символизирующие свет и вечность. Старинное предание так говорит об этом: «Народ монгольский, чей отец - молодой месяц, а мать - золотое солнце».

В центре Соёмбо изображён древний магический знак «Ян-Инь», символизирующий единство двух противоположных начал - первооснов всего сущего: земли и неба, мужчины и женщины, огня и воды. Они совершают бесконечный круговорот в прошлом, настоящем и будущем, подобно двум рыбам мировой стихии. «Рыбы», никогда не смыкающие глаз, служат символами бдительности монгольского народа. Примыкающие к ним сверху и снизу прямоугольники, выражающие собой как бы ровную степь, означают прямоту, честность, открытость, благородство и справедливость. Эти прямоугольники равнозначны призыву: «Пусть всё, что вверху и внизу, честно служит народу». Два вертикальных прямоугольника по сторонам вей эмблемы символизируют крепостные стены и выражают мысль о том, что два друга сильнее любых укреплений.

Верхний и нижний треугольники - это боевые символы: по монгольским воззрениям, повёрнутое вниз остиё выступает как предупредительный знак для недругов. Таким образом, треугольники в Соёмбо выполняют своего рода роль девиза: «Смерть врагам народа».

Золотой цвет Соёмбо - символ неизменности и постоянства, а вся в целом эмблема является национальным олицетворением свободы и независимости.

Монгольскую границу прошли четко и быстро, объехав без очереди все машины (что в общем-то логично, оформление мотоциклиста занимает гораздо меньше времени), без досмотра и препонов, но все также серьезно, там новые современные здания, компьютеры. А вот на Российской задержались на несколько часов на самом солнцепеке.

Этот кпп Алтанбулаг-Кяхта считается одним из самых серьезных, даже санитарную обработку делают, причем бесплатно. Монголов, въезжающих в Россию, шмонают вовсю и вовсю находят контрабанду. Мы ничего незаконного не везли, на фоне монголов нас проверять и досматривать ВООБЩЕ не стали и впустили на Родину.

Немного жаль было покидать полюбившуюся Монголию, её не торопливое течение времени, просторы, бескрайние степи и палящее солнце.

Кяхта, Бурятия

Кяхта, Бурятия

Сразу после кпп завернули на заправку, где Кэндл на радостях приняла душ АИ-95 - на колонке не сработал отсекатель и Ирку с ног до головы окатило бензином. Ну, здравствуй, родина! Вижу, ты нам рада!

Подъезжая к Улан-удэ были очарованы запахами. Степи Монголии полны ветров, но они не несут никакого аромата. Проезжая вечерние Российские поля и луга, мы не могли надышать прохладным вечерним пьянящим воздухом. Это нечто невообразимое, один запах сменяет другой, третий, и много- много неизвестных и забытых ароматов.

Галка с Иркой все гадали как переводится "Улан-Удэ". Оказывается, "Красная Уда", по названию реки Уда :)

Гусиное озеро. Гусиноозерск

Гусиное озеро перед Гусиноозерском

Темнело также стремительно, к тому же резко холодало. После монгольских 42 градусов, наши 12 давали о себе знать, а близость Байкала ощущалась ледяным пронизывающим до костей ветром.

Отмахав 715 км, уже в ночи свернули на указатель Култушное, в то место где отдыхали в прошлом году во время поездки на Дальний Восток. Пока договаривались о стоянке и номерах, подъехал участковый, посоветовал убрать вещи сразу, через минуту подъехала милиция, настоятельно рекомендовала барсетки, телефоны и фотоаппараты убрать подальше и не светить. Пока заносил вещи в номер, какие-то поддатые голоса что-то орали мне в след, не стал обращать внимания, их тут же упаковали сотрудники миллиции.

На утро погода Байкала предстала в полной красе - ветер, холод, сам Байкал штормит, рыбаки не выходят, соответственно и рыбы не купить. Затарились шишками, орехами и вином, отдыхали в номере за просмотром олимпиады. В таком ключе и провели два дня на Байкале. Разок даже искупались для приличия. Позже нашли хариуса и омуля, видимо они и оказали неизгладимое впечатление на мой кишечник. Удивительно, в Монголии пили воду из рек и ручьев и ничего, а тут в России нате пожалуйте.

Байкал. Култушное

Честно говоря, в Култушное больше не поеду, не самое лучшее место на озере, грязно, мусор кругом и под ногами, хамоватое обслуживание, а главное никаких перспектив, на мой взгляд, что что-то изменится в лучшую сторону, никому это не надо.

Выехали в сторону Иркутска, попали под дождь, задубели все, после монгольской-то жары, байкальские десять градусов сводили руки и шею. Серпантин на кроссовой резине проехали как и подобает - аккуратно и степенно. 

На  подъезде к Иркутску выяснилось, что протеряли час времени, не переведя часы с монгольского... Засада! мотоциклы нужно поставить на площадку ЖэлДорЭкпедиции не позже шести вечера этого дня, или застрять на два выходных, и не успеть на самолет.

Позвонили, уточнили место сдачи, попросили нас дождаться, дескать нам еще пятьдесят километров, ждите будем. Въехав в город, стало понятно, сами найдем нужное место не скоро, потратив много драгоценного времени. Стали останавливать таксистов, что бы те показали дорогу и проводили нас. Опаздываем, а никто не останавливаеться. О! Есть! Притормозил молодой парень, оказалось сам с Новосибирска, объяснили ситуацию, так мол и так очень нужно, - ни вопрос, езжайте за мной. Покатав нас по городу, проводил к нужному повороту, пожелал удачи, на предложенные деньги хмыкнул и отказался, подтвердив хорошую репутацию жителей города.

Приехали в место сдачи техники вовремя, где нам сообщили, что до нас уже был россиянин из Монголии, также напутавший время и опаздавший. Ага, наш, согласились. Как потом оказалось, Фродо отправлял нам смс-ки по поводу перевода часов, но ни одна не дошла.

Сдали мотоциклы и остались с кучей вещей на руках. Как быть с вещами, которые ехали привязанные? Надо было добраться хотя бы до автобусной остановки из промтерритории, где ни такси, ни машину поймать невозможно. Подошел к рядом стоящей машине, объяснил водителю ситуацию, парень понимающе покивал головой, садитесь. Минут через десять привез нас на площадь перед супермаркетом, забитую таксистами, на вопрос, сколько, ответил, денег не надо. Чертовски приятно.

Как водится, взяли по пиву, сели думать, что делать дальше и куда ехать в незнакомом городе. Выглядели мы, наверное, колоритно - все в экипе, с кучей вещей посреди площади, но совершенно ничем не заморачиваясь, распивающие пиво! Известно, что случайности далеко не случайны, через полчасика подъехала машина, водитель представился – Бешенный. Поспрашивал, откуда, куда? Позвонил, с кем-то поговорил и дал нам адрес - езжайте, вас встретят.

Так мы прибыли в иркутский байк-центр "Байк Конур".

Клаб Хаус Байк Конур. Иркутск

Пообщавшись с владельцем, взяли один номер на всю компанию. Клаб Хаус еще не достроен окончательно, ведутся фасадные работы, внутри же все здорово и уютно, на втором этаже клуб-бар, на третьем - бильярд, две спальни, рабочий кабинет, душ, стиральная машинка. То, что надо. Расположившись, пошли знакомиться с посетителями бара. Общение лилось рекой, значки раздавались повсеместно.

Tourman. Шелехов. Иркутск. Байк Конур

Ангара

Ангара

На утро прогуливаясь по городу, возникла мысль - съездить и поесть настоящих сибирских пельмешек, как никак находимся в центре Сибири. Вы думаете это просто? Нет! Никто не знает, где есть настоящие пельменные в городе, зато где забегаловки типа Ростикса в курсе все. Опросив с десяток людей и таксистов, чуть не остались голодными, лишь один нас отвез в порекомендованное  какое-то место. Ничего особенного, собственно такие пельмени я могу приготовить и в Москве, купив в магазине, настоящих же отведать в этот раз не пришлось.

Вернувшись под вечер в Байк Центр, достойно закончили вечер под шоу «Любовь с первого раза» устроенное организаторами.

Но все хорошее подходит к своему завершению, так и наш отпуск неожиданно закончился на утро следующего дня. Собрав вещи, вызвали такси, помахали рукой в сторону Сибири и телепортировались благодаря компании S7 в Москву.

Любопытный момент, при перелете в Новосиб аэрофлот считает вес багажа, не учитывая вес ручной клади, а вот Сибирь наживается за счет простых граждан, незнающих о правилах авиакомпании.  За лишние десять киллограм нам пришлось доплатить весьма немаленькую сумму по их тарифу.

Взлетев в Иркутске в пять вечера, в Москву прилетели в шесть, меня всегда это поражает, получается, что в процессе перелета время как будто течет гораздо медленнее. Сюр. По приезду домой друзья накрыли достойный стол, за коим и просидели, рассказывая, рассказывая и рассказывая историю о нашем путешествии по Монголии, которую Вы сейчас благополучно и дочитали.

На сладкое Вам: маленький кусочек нашего пути по GPS, чтобы наглядно показать, в чем была засада ориентирования на местности.

Машинки, выстроенные траекторией - это точки нашего маршрута, которые отмечала Галка. Красная линия выше них - это та самая федералка, отмеченная на карте, которую мы постоянно то теряли, то вновь находили... Та дорога, по которой, в идеале, вроде бы и надо было ехать... Рельеф, кроме озер, не отмечен.

ЭПИЛОГ

Хочу выразить глубокое уважение за терпение тем, кто осилил прочитать этот отчет целиком. Получилось, конечно, многовато, но, как говорится, слов из песни не выкинешь. Буду рад комментариям или вопросам, пообщаться можем в разделе форума >>>

Для себя лично считаю поездку удачной и даже больше - очень нужной. И приключенческой, как будто сам вдруг попал в книжку про Томека Вильмовского, которому довелось побывать в разных странах...

Подготовка на деле оказалась не самой лучшей, возможно у Вас получится эффективнее. Надеюсь, по отчету Вы поняли, что воду и бензин желательно брать столько, сколько сможете увезти, особенно путешествуя по югу, а надежные крепления для запасов и вещей подготовить заранее. Карты монголии я отсканировал и приложил к отчету. Наиболее эффективными окажутся карты на монгольском языке, английские они прочесть не смогут, а их названия вы не выговорите из-за разницы произношения.

Ну да это все технические тонкости, в каждой поездке у каждой группы они будут свои, как и сложности, приключения, опасности, а разве не за этим едут в страны, подобные Монголии? Главное это то, что мы смогли преодолеть их сообща и осуществить задуманное. Есть такая монгольская пословица: "Хийвэл бYY ай. Айвал бYY хий", что в переводе на русский означает "Если делаешь, не бойся. Если боишься, не делай". Мы делали и не боялись.

Я если честно, Вам даже завидую… немного завидую тем, кто рискнет и соберется проехать эти древние степные земли легендарных правителей и воинов, родину камней, ветров, родину диких лошадей и въезжая на её территорию, прошу, предайте ей привет, сквозь пыль и ветер задувающий в шлем, произнесите от меня негромко: СайнбайнУ – Монголия!

Алексей (Борода_Рем) & Галка

22.09.2008

Файл к отчету:

Карта Монголии (скачать карту Монголии)  (архив Zip 67 Mb.)