|
Главная / Путешествия на мотоцикле / На родину диких лошадей / Часть 1. /
Из дневника
Дорогая Елена Николаевна, довожу до Вашего сведения, что подготовка к нашей поездке в столь далекий Восточный край проводилась без накладок и форс-мажоров, по строго спланированному графику. Маршрут просчитан и выверен до мелочей, составлены карты и запасено навигационное оборудование, средства подачи сигналов и обеспечения связи. Закупки произведены своевременно, по выгодным для нас условиям и беспрекословному качеству. Прошу Вас оставить все сомнения и не тревожиться за судьбу нашей экспедиции.
Возможно, именно такие письма гусиным пером писали в те далекие годы путешественники, уходившие на Восток в целях изучения новых земель, стирания белых пятен, за новыми открытиями, сокровищами и приключениями, собирая свои караваны и подбирая надежную команду из проверенных людей. Современный темп и обычаи подобного стиля не выдерживают: что толку из того, что о поездке в горный Алтай и Монголию плотно мы начали говорить еще с нового года? Различные ситуации и жизненные коллизии вечно норовят внести свои коррективы в любые планы, и безрассудством было бы об этом не думать, разумнее стараться свести эти неожиданные сюрпризы к минимуму, а проектировать поездку максимально гибко, оставляя некоторую степень свободы на волю случая, так сказать, или по-русски - на авось.
Как водится, идею о поездке с восторгом восприняли многие товарищи. Места по рассказам и фотографиям в тех краях дивные, об Алтае написано много, фотографий, от которых захватывает дух, не счесть, множество маршрутов и, по слухам, построена устойчивая туристическая инфраструктура не в ущерб самобытности и аутентичности края.
Но одно дело разговаривать вечерами за кружечкой пива о грядущей поездке и совсем другое - к ней плотно готовиться. Поскольку для меня это планировался первый выезд за границу, нерешенных вопросов стояла масса. Загранпаспорт, виза, консульство, туристическое агентство - эти слова я раньше читал только в чужих отчетах, а теперь предстояло столкнуться с этим лично на практике.
Закупив литературу по Алтаю и Монголии, мы погрузились в изучение тех краев и обычаев. Прочитывая страницу за страницей, я никак не мог представить наше мероприятие в деталях, четкая картина не складывалась, поэтому совместно было решено готовиться к автономному маршруту, а там поглядим. К началу лета был составлен точный список участников и техника для путешествия.
Разумеется, мотоциклы класса эндуро, эти мотоциклы созданы именно для дорог, по которым предстояло передвигаться, а точнее их отсутствию Заранее куплены билеты на самолет, скорректированы планы по доставке мотоциклов в Новосибирск, нашу отправную точку в загадочную Монголию.
Возможно, некоторые сочтут неспортивной идею перебросить мотоциклы поездом, в некотором роде нарушается целостность поездки, по крайне мере, у меня такое ощущение было, соглашусь с ними. Ощущение смазанности старта меня долгое время не покидало, как так? раз и ты уже в Новосибирске, собственно ничего для этого не предприняв, но отпуск ограничен и терять на передвижение по уже проезженной в прошлом году дороге время не хотелось.
Понемногу все транспортные вопросы были решены. Андреич взял на себя вопрос закупки продовольствия, горелок, котелков, а также оформления Монгольской визы и билетами на самолет. Приглашение в Монголию взять было негде и не у кого, поэтому визу оформляли за бОльшую цену через туристическое агентство Кайлаш, которое решало эти вопросы, естессно, небесплатно.
Из дневника
… такое и предугадать нельзя, но когда до начала экспедиции остаются по сути считанные дни, случаются коллизии, о коих и подумать было невозможно. Эти две недели полны событиями и суматохой, ситуация закручивается все с большей скоростью, словно пружина перед стартом, нервы у многих на пределе, а ясности больше не становится.
На балу у князя Мазаева наш дорогой поляк Василевский вступился за честь оскорбленной дамы и в честной дуэли получил тяжелую травму, наказав выскочку, но какой ценой! Экспедиция не представляется возможной без столь ценного и уникального человека, времени мало, успеем ли предпринять что-либо, неясно.
Ближе к началу поездки стали происходить неприятности. Первую я обнаружил как раз за день до подачи на визу, придя в офис. Мне радостно сообщили, что в Монголии революция, жгут здания, есть жертвы. Ситуация «приплыли». Созвонился с туроператором, через которого собирались оформлять визу, спросил как ситуация в стране и чем это нам грозит. Девушка ответила бойко, волноваться не стоит, отзыва граждан нет, все в норме, визы дают, приезжайте.
Вторую неприятность решить было не так просто. На выезде за город, в Солнечногорске, по грунтовой дороге Галку заносит в луже и как результат поход к травматологу за предварительным диагнозом. Итог: перелом. Приплыли, а ведь мотоцикл её уже подготовили к поездке. Бегом в клинику спортивной медицины, две недели мытарств по врачам, томографии, рентгены и ведущий специалист в области подобных случаев выносит окончательное решение: кальций и костыли. Единственно возможным решением в данной ситуации - ехать пассажиром со мной на АфрикеТвин, но как это реализовать на грунтовках, где падения фактически неизбежны, непонятно. Ну да кто не рискует, тот не пьет кумыс, костыли сменили на палки, внесли изменения в план и стали готовиться заново, предстояло еще много всего сделать.
За неделю до старта, в Логойске
Из дневника
Грустное известие я получил сегодня, придя в университет. Нашего достопочтимого друга и участника экспедиции князя Мазаева срочно вызвали в Крым, его инженерное образование и умения в нашей экспедиции были бы не лишними, однако судьба распорядилась иначе.
Например, встала задача найти карты Монголии по-подробнее, чем пачка беломора. Перекопав весь Интернет вдоль и поперек, мы нашли только советские подробные карты 50-60 годов, как выяснилось на практике, толку от них немного. Бегом в магазин за Гарминовским GPSсом. Обзвонив множество фирм предлагающих сей прибор и введя в ступор продавцов вопросом «продайте мне карту Монголии!», выбор пал на Интернет-магазин SUPERGPS. Они подготовили и залили ПО, честно предупредив, что некоторые дороги будут, но лучшей карты найти они не смогли. Таким образом, в поездку был снаряжен GPS Garmin GPSmap 60Cx. Простой, пыле-, водозащитный, легкий, быстрый и довольно точный.
За пару дней до отправки мотоцикла поездом я вновь нарисовался в мотосервисе мотоРЕМОНТ-ру. Для людей, отправляющихся в дальние пробеги, у них существуют и специальные цены, разумеется, в ответ они просят отметиться по возвращению на их сайте и оставить отзыв.
Потрудиться им пришлось, в день отправки вылезли сложности с проводкой, сгорела магистральная клемма, предохранители и повредилось реле стартера, за полдня, уж не знаю как, но вопрос был решен, денег с меня взяли только за стоимость запчастей.
Наутро сдали мотоциклы на обрешетку в компанию ЖелДорЭкспедиция. Нас заверили в аккуратности работ и целостности мотоциклов и вещей, отправляемых с ним, но на всякий случай, противоугонкой к Африке пристегнули резину и алюминиевые канистры, как говорится, тиха украинская ночь… и стали ждать дня «Д» 1-го августа.
Из дневника
Из Англии к нам в состав экспедиции направлен филолог и искусствовед Алекс Баггинс, его рекомендации великолепны, но вызывают опасения личные качества Баггинса, из письменного общения с ним выяснилось, что он хорошо ориентируется в картах.
А Вселенная все не успокаивалась и подкидывала сюрпризы. Новым сюрпризом оказался еще один участник поездки - Фродо с сайта мото.авто.ру. Его поездка в те же края с товарищем по ряду причин стала невозможной, и он попросился к нам в компанию. Так с нами поехал BMW 800GS. Новый незнакомый человек в команде - это всегда интересно, но и вызывает некоторые опасения - все же мы знаем друг друга и попритерлись, а чего ждать от незнакомого человека, неизвестно. Но ведь не попробуешь, не узнаешь, к тому же с возрастом заводить друзей все сложнее и сложнее, а ситуаций, в которых человек может себя проявить разносторонне, в Монголии предполагалось масса. Так нас стало пятеро:
Фродо - BMW GS F 800 Андреич - Honda XR 650 L Кендл - Suzuki DRZ 400 SM Я (Борода) - Honda Africa Twin XRV 750 Галка - Kawasaki Super Sherpa KL 250 костыли
***
Вечером 1 Августа мы прибыли в аэропорт Шереметьево, расселись на кофрах с пивом ждать самолета. При входе в здание аэропорта меня радостно принимают сотрудники милиции, просим открыть кофр, что это у вас там такое в кожаном чехле? Собственно, я его и не прятал, нож положил сверху. В охотничьем магазине настоял, чтобы дали сертификат с печатью, без него пришлось бы нож оставить в Москве. Пройдя на регистрацию, вновь высветился нож, опять досмотр, вновь показываю сертификат, пропустили. Это я к тому, что если что везете эдакое, то берите все эдакие документы на это и далеко не прячьте. Встретив Фродо, нагрузились и погрузились в самолет. Перелет помню плохо, было неудобно и очень жарко, а у Галки от перепада высот начала болеть нога.
Утром оказались в Новосибе. В аэропорту суматоха. В город по случаю проведения полного солнечного затмения иностранцы и наши граждане прибывали огромными порциями. Пока ждали багаж, к нам подрулила съемочная бригада Новосибирского телевидения. А чего еще ждать, стоим в полном экипе, со шлемами, яркие, чистенькие, красавцы. Дую спик Инглиш? Да нее, мы рашинские, свои! Прилетели смотреть затмение? Нет. Интервью дадите? Нет. Ребята, а если не для микрофона – вы кто?? Мотоциклисты мы! Собственно, на этом и разошлись.
За спиной Галки аэропорт Толмачево, Новосибирск
На стоянке выбрали машину побольше, договорились с таксистом, что придется покататься, и загрузили по полной, еле дверь закрыли.
Таксист оказался Алтайцем, бывший краповый берет (хотя, их бывших не бывает!). Рассказывал нам, где и как ловить ножом рыбу и есть пауков птицеедов, в завершении рассказа предложил контрабандой переправиться в Монголию с Телецкого Озера - на грузовиках через горы. В одну сторону естественно, на вопрос как потом выезжать, он не ответил.
Прибыв на склад, разломали обрешетку выковыряли мотоциклы.
Принялись привязывать вещи, а они в свою очередь не вмещаются. Естественно, с нами же по плану должна была ехать Галка на СуперШерпе с багажником и везти часть багажа.
А теперь попробуем со всем этим взлететь!
Два часа игры с резинками и сетками дали результат - мотоцикл с трудом можно снять с подножки, но привязанное держаться будет. Во второй половине дня выкатились в сторону байк-фестиваля "Обска’я Волна".
Наши бы сказали - О'бская, с ударением на О, в сибири - Обска'я :)
Поплутав по Новосибирску, решили спросить дорогу к фестивалю у местного байкера. Махнули рукой, остановился, на поверку местный байкер оказался Питерским Стасом, от жеж, дорогу он не показал, но по городу с ним накрутили прилично. Спросив у гаишников правильный маршрут, въехали на территорию феста, где собравшийся народ уже готовился смотреть затмение. Любопытно, что в этот день с предприятий людей отпустили на несколько часов пораньше, дабы те смогли насладиться зрелищем.
Из писем:
… уже более трех недель как мы покинули Санкт-Петербург, в дороге все складывается удачно, без происшествий. Скучаю по Вам, дорогая Елена Николаевна, безмерно. Нас прекрасно встретили в Новосибирске, разместили и обеспечили всем необходимым. В течение трех дней мы намереваемся пополнить запасы и продолжить путь.
Сам фест "Обская Волна" безусловно понравился. Ловили эндуристов, дарили значки на память :)
Дима из Бишкека. Звал в гости на Иссык-Куль.
Народу не так много, крепкого алкоголя нет, пива хорошее и недорого, группы выступают фактически нон-стопом, авиашоу и шоу с освобождением заложников забавно. Про красоту сибирячек писать не буду, кто был там, знает и поймет.
***
Часов в пять стало довольно быстро темнеть, народ повалил на набережную.
На небе ни облачка. Что любопытно, темнело не как обычно, объяснить это довольно сложно - темнело, как будто по чуть-чуть крутили ручку интенсивности освещения.
Все стало красноватым, непривычно контрастным. Вот и затмение. Напомню, именно полное затмение, солнечный диск закрылся, полностью стемнело, стали отчетливо видны звезды, в городе автоматически включились фонари, и в небе отчетливо воссияла солнечная корона. Неудивительно, что древних бросало в дрожь и панику, зрелище по истине фантастическое и завораживающее! Затем довольно быстро «рассвело».
Было и чем заняться: Андреичу долго и упорно внедряли хитрую втулку, изготовленную за несколько дней до вылета в Королеве, в ступицу заднего колеса. Внедрили с помощью напильника, взятого у десантуры, которая по случаю праздновала на территории феста день ВДВ. Весьма мирно и спокойно, с ними даже выпить было нельзя, человек в берете извинился и сказал, что он и рад бы, но уже не может, нас слишком много подходит с этим предложением.
Пока Андреич ездил в город, познакомились с Жекой-Итальянцем.
Женька оказался очень интересным рассказчиком, слушать его истории можно часами, даже пожалел в один момент, что не достал диктофон. Расположившись в тени соснового бора, мы быстро нашли общий язык. Рассказы сопровождали купаниями в Обском море и чередовали пивом. Из его рассказов об Алтае и Сибири особенно мне запомнилась пословица, надолго засевшая в уме - "Остерегайся пьяного Алтайца и трезвого Казаха".
Насчет Алтайцев в ней говорится совершенно верно. За время поездки у нас не возникло эксцессов с представителями этого народа, но историй о стычках и конфликтах наслушались массу. Основное правило – с Алтайцем не пить! Если же к вам на огонек в степи пришли Алтайцы уже под шафе, разговоры с ними абсолютно бессмысленны, добром и словами дело не кончится, они просто неадекватны, совет дали простой – гасить, вязать, собирать вещи и уезжать. Отпускать ни в коем случае нельзя, придут с подмогой и с оружием. Что касается второй части пословицы, она осталось для меня на время загадкой.
Не обошлось и без приятных и неожиданных встреч. Конечно, приезжал Костя СКВ, у которого вписывались в прошлом году... а помимо него были москвичи:
Тарас из Москвы, с которым мы познакомились еще у Юрца. Ест всякую гадость ;)
Оппозитный Волк, возвращавшийся из своего путешествия через Новосиб.
Сибирячка :)
А это новосибирская группа, которую нам все очень рекомендовали послушать - Silenzium. Лабают в духе "Апокалиптики" - две скрипки, виолончель, альт, контрабас, ударные - от классики до металла. Лучше не просто слушать, а еще и смотреть.
Продолжение. Часть II. На Алтын-Кол!
|