Кавказские пленники или Не езжайте, дети, в Осетию кататься! (Южную)

О сайте Африка Твин ру Модельный ряд Скачать материалы Путешествия на мотоцикле Пилоты Африка Твин Форум мотоциклистов Мотофутболки

Главная / Путешествия на мотоцикле / Кавказские пленники или Не езжайте, дети, в Осетию кататься! (Южную) /

На мотоцикл я сел уже живя на Украине. И езжу уже около семи лет, а это дольше, чем я жил в Армении. Но всё это время я мечтал съездить туда на мотоцикле… Сами по себе 2200 до Еревана – не так уж и много по километражу. Но перспектива ехать по неспокойным дорогам до заветной цели не вселяла особой радости, поэтому поездку я откладывал на неопределенный срок, до лучших времен. Но этим летом мой крымский тезка заявил, что надо ехать. Собираться и ехать. «Если ты не поедешь, я поеду один!» - заявил он. Тут даже здравомыслие не помогало. Он если уперся, разубеждать нет смысла. А отпускать одного – тоже не вариант. Порешили: наш крымский слет пройдет, и едем! Мне оставалось только попробовать официализировать эту авантюру, для того, что бы проблем в дороге было меньше. Именно меньше, потому, что о том, что они всё равно будут – и так было понятно.

Взялись помочь нам в «Союзе армян Украины». Решили приурочить мотопробег к 15-летию Дня независимости Армении, а это 21 сентября. Написали официальные письма в посольства России и Грузии с просьбой посодействовать нашему беспрепятственному передвижению по этим странам. Правда, эти письма я сам и развозил адресатам. Через пару дней российская сторона ответила полным «морозом» - решайте, мол, с вашим консульством в Ростове-на-Дону. Но эту инфу я не воспринял всерьёз, больше интересовала Грузия, потому как по слухам – там головной боли намечалось больше. Это уже потом оказалось, что её хватало по всему пути… А в Грузинском Посольстве взяли наши личные данные с номерами мотоциклов и авторитетно заявили о том, что они связались с нужными органами и ведомствами в Тбилиси, и по территории Грузии нам будет светить «зеленый свет».

Сопроводительных бумаг с собой не дали, но и мужское кавказское слово заместителя посла придало уверенности мне, которая перешла и на тезку... Только вот хочу сказать о важном моменте: в обоих посольствах мы предоставили маршрут, а в нем указывалось, что границу мы собираемся пересекать через Казбек и Верхний Ларс. Но ни в российском, ни в грузинском посольстве нам не сказали, что граница в этом месте закрыта ещё с середины лета! А это значит, что между странами Россия и Грузия нет проезда!!! А официально об этом было объявлено в СМИ когда мы были уже в пути!... Ну а после того, как и мы «отметились» в тех краях, МИД Украины обратилось к своим гражданам не повторять подобного и разъясняло что делать, если все-таки туда занесло.

***

Но, всё по-порядку. На поездку в Армению я нашел ещё двух товарищей. Вернее, это были товарищ и «товарищка». И ехать с нами на мотоциклах они решили только из Тбилиси, а в Грузию собрались плыть паромом из Ильичевска. Но за несколько дней до предполагаемого выезда я сильно заболел чем-то вроде ангины и лежал несколько дней дома. Был на связи с ребятами-байкерами из Грузии и Армении, которые нас уже ждали. Читал сообщения от Ашота, типа, что у него всё уже чешется как ехать хочется, что медлить нельзя, а то скоро зима, и всё в таком духе. В общем, полного излечения я так и не дождался, а откладывать было уже некуда . И 17-го с утра, когда наши «засланцы» второй день пребывали в Грузии и осматривали местные святыни и достопримечательности в ожидании нас, мы выехали в сторону украино-российской границы.

Один Ашот из Крыма, другой из Киева. По дороге на Днепропетровск встречал много знакомого мото-народа, возвращающегося со слёта. Некоторые уже были в курсе, куда мы собрались, другим приходилось объяснять, что я не шучу и что мы собрались в Армению.  С Ашотом сначала договорились встретиться в Мариуполе, потом он пишет, что уже проехал его. Потом приходит смс, что он будет ждать перед границей. В итоге неугомонный сын гор сообщил мне, что границу он уже проехал и ждёт меня в отеле, сразу за таможней. Правда, там дорого и нет горячей воды, пишет он. Вообще-то, я не страдаю из-за отсутствия всяких прелестей цивилизации в дороге, но, так как болезнь ещё не прошла, погреться в ванной или под душем было бы совсем не лишним. Я даже хотел поискать гостиницу с горячей водой перед границей, но это не особо получилось. Да и не хотелось с утра проходить таможню и догонять Ашота. В общем, к вечеру доехал и я до границы Украины и России. На таможне меня некоторое время «помурыжили», выписавая всевозможные бумаги и собирая всякие сборы. Уже там потихоньку стали удивляться, что мы едем в Армению…

***

Ашота разбудил звук моих прямотоков, и увиделись мы с ним уже фактически в России, хоть и в 50-метрах от Украины… С утра попрощался с близкими, будучи ещё в зоне Киевстара, и перед нами открылась Россия. Первый пост и первая остановка. Всё бы ничего, да вот техосмотр я так и не успел сделать перед выездом, в тот день, когда я приехал в МРЭО - не было бланков… Мне говорили, что в России хватало 100 рублей на штраф. Но, не в этом случае. На 500 рублей (почти 20 уев) я еле договорился, и мне это показалось очень как-то дорого. Наивный!..

Дальше были Таганрог и Ростов-на-Дону, с остановкой в кафе за городом. Вообще, второй день пути, а вдвоем – это был первый, прошел относительно приятно. И десятки постов ГИБДД, стационарных и передвижных, не могли пересилить хорошую погоду и сносное покрытие дорог. А главное - радовала мысль о том, что мы по дороге в Армению, где каждый не был по 10 лет! Пару раз, правда, я умудрялся чуть-чуть нарушать, за что с меня брали никак не меньше 250 рублей и тоже улыбались, что мы едем в Армению...

По дороге пытались найти где-то кассету мини-диви для камеры Ашота, но все попытки были тщетными, поэтому снимали каждый на свой фотоаппарат. В одном из минимаркетов перед Мин. Водами, где её тоже не оказалось, я сделал надпись на мотоцикле «Киев-Ереван», а Ашота впервые посетила мысль о том, что надо отрегулировать свет фар. Подчеркиваю, впервые! «Ближний бьёт сильно вверх! Машины слеплю, мигают мне!» - говорил он, пытаясь убрать неполадки. Но так и не убрал, много чего пришлось бы разбирать...

Не доезжая до Пятигорска нашли хороший небольшой отель за нормальные деньги. Из предложенных вариантов на двоих – взяли тот, что подешевле, а он оказался с двуспальной кроватью. Я, наконец-то, принял горячую ванну, заказали знатный ужин в ресторанчике. Ашотка накатил 150 грамм, вкусно поели, посмеялись ещё раз с Дениро в «Анализируй это». В общем, все как «доктор прописал». «Жаль, что ты не девушка!» - сказал я в сердцах Ашоту перед сном. Он ответил тем же в мой адрес, и мы улеглись в двуспальной кровати лицом в разные стороны.

Утром позавтракали горячими бутербродами и выдвинулись в сторону Нальчика. Кавказ становился всё севернее, началась Кабардино-Балкария. Менты на дорогах потихоньку начали наглеть, но это были только цветочки. На базарчике попили чаю и решили, всё-таки, ехать не через Беслан (у меня была мысль посмотреть ту злополучную школу), а параллельной дорогой на Владикавказ. А оттуда уже и до границы с Грузией рукой подать.

***

И вот мы на границе Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. Офицер удивился, что мы собрались в Грузию через Ларс и поведал нам истину! От него мы узнали что граница на замке уже два с половиной месяца! «Ну, вам надо ехать через Цхинвал, по Южной Осетии! Правда, придется делать крюк!» Ну, с лишними километрами мы согласились, ведь заднего хода уже нет. Тогда я в первый раз вспомнил Посольство Грузии совсем незлым тихим словом!

Нас оформили для проезда и вежливо пригласили подуть в алкогольный распознаватель допотопного происхождения. Первым дунул я и засветилась зеленая лампочка. В те мгновения, пока я передавал аппарат Ашоту, вспомнился вкусный вчерашний ужин с маленьким графинчиком с прозрачной сорокоградусной жидкостью, и то что спонсорского «Алька-Прим»`а с собой имеется немеряно! «Он знает, что делает» - было последней мыслью перед тем, как загорелась красная лампочка. Ашотка пробовал включить дурака, что пил только лимонад, и что аппарат барахлит – не помогло. Лампочка и во второй, контрольный, раз предательски светила красным светом. Ашота повели в кабинет…

Пока я ждал его оттуда, один старец, ожидая своей очереди, поведал мне историю страны двух народов – кабардинов и балкар. Один из них пришлый, на территории другого. Вот только кто у кого «положил ноги на стол» я не запомнил, так как мысли были заняты тем, что долго нет Ашота. Наконец, он появился с серьезным лицом и мы отъехали от таможни, но недалеко. «Сколько?» - не терпится мне узнать. «Прикинь, 500 баксов хотели! Да у меня никогда не показывает на следующий день! У них аппарат неправильный! Да сколько я там выпил! Пару рюмок! - сокрушался он. В общем, на запрос на пол-штуки он ответил что за 500 уев он оставляет права им, тогда они скинули на 200. По концовке он сторговался на 150 долларов, и ему дали сдачу рублями. Но это ещё не все. Внимательный блюститель достал из холодильника ряженку и вручил Ашоту, что бы дальше не показывало. И ещё сказал, чтоб сразу не пил, а сначала погрел под курткой, что бы горло не простудить. Заботливый оказался! «Лучше б я гнал всю дорогу как ты и платил штрафы за скорость, чем выкинуть тут 150 баксов за ряжанку!» - резюмировал Ашот, и мы поехали дальше.

Но в первой же деревне снова я превысил скорость. Хотя, по нашим украинским меркам это не превышение, держался до 80, но у них такое не прокатывает. Больше 60-ти – будь добр оплатить штраф. По следующей деревне еду строго 60. Стоят. Проезжаю мимо, смотрю на них – они на меня. Следом едет Ашот, его останавливают. Видимо, понравились им мои сине-желтые номера. Я становлюсь впереди, и жду, пока его отпустят. Тут звонок от него – возвращаюсь. ГИБДДшник тупо нависает, почему я не остановился, когда меня останавливали. Ни я, ни Ашот этого не видели, но после того как он взял наши права, ему было плевать на наши разговоры. «Уж не хотите ли вы сказать, что я вру?!» - сказал вконец обнаглевший мент и стал требовать 100 баксов за неостановку. А сам, тем временем, взгромоздился на мой мотоцикл и тщетно пытается тронуться с места. Не надо, говорю, упадешь, мол, будут проблемы! «Это у меня, что ли?» - говорит наглая северо-осетинская ментовская рожа. «Да нет, у меня, конечно! Понятно, что не у тебя» - говорю ему. В общем, «соскоблил» он с меня 40 баксов, и стал с Горца вымогать. «А с меня за что?» - не поняв куда он попал, поинтересовался Ашот. «Так тебе найти за что?» - мерзко заулыбался мент. С Ашота взяли ещё десятку, видимо, чтобы «домазать» до ровной суммы, и отпустили нас до следующего поста.

А вот следующие менты удивили! Ни денег не вымогали, ни документы не проверили, а только пожелали «Езжайте с Богом!» Это потом стало понятно, что им-то было видней, куда мы заехали и что нас может ждать впереди. Но перед этим были ещё полтинники (баксов, конечно!), то за обгон, то за превышение, то просто так. Нервничать мы стали не на шутку. Останавливает, например, довольный собой блюститель автопорядка на почти безлюдной трассе. Проверяет документы, узнает куда едем и говорит, улыбаясь: «Ну, что, по 100 баксов и поехали дальше!» Тут уж нервы вообще начинают сдавать! «За что?!!» - недоумеваем снова мы, но теперь уже понимая, что мы попали в зону полного беспредела. «А за то, что вы едете по этой дороге!» - отвечает разбойник в форме ГИБДД. Дальше стал демонстрировать знания армянского, видно в армии научили, продолжая вымогать с нас деньги. Ну, что ему ответить, когда ты полностью в его власти, и он это понимает. А ещё и прётся именно с этого. И никуда не денешься. И плевать ему, что у нас «мотопробег дружбы», что «о нас знают официальные инстанции» и всё такое.

Решили с Ашотом, что раз дальше без прав ехать не можем, то остаемся здесь и ставим палатку. В общем, поглумился уродец над нами минут 15, а потом возвращает документы и говорит: «Ладно, берите ваши права, не нужны мне ваши деньги! Только вы неправильно едете, если вам на Цхинвал, то вернитесь и поверните налево». Не скажу, что мы испытывали к нему любовь как к ближнему, но были рады, что хоть отпустил. В общем, выражение «Чем дальше, тем страшнее» стало приобретать здесь чёткий смысл. Машин становилось всё меньше, а пейзажи - всё красивее. Справа тянулся заснеженный горный хребет, который я время от времени фотографировал.

О раздаренных деньгах договорились не горевать, а хорошая дорога, солнце и горный воздух этому полностью способствовали. И тут на тебе! Где взялся этот «Москвич», который я обогнал, даже не заметив!? Зато очередные молодцы-ГИБДДшники хорошо заметили. А обгон по сплошной у них тут, как вы думаете, сколько? Правильно, 100 баксов! 10, 20, 30 не помогали. Сошлись на 50 и поехали дальше. А дальше Ашота дернуло, почти проехав очередной пост, остановиться, что бы спросить, правильно ли мы едем на Цхинвал? Мент, привыкший видеть тут только редкие «Москвичи» и «Волги» местных жителей, чуть не поперхнулся, увидев двух «перцев» на жирных мотиках, взявшихся тут непонятно откуда и непонятно куда направляющихся. «Какой Цхинвал!?» - вымолвил он, когда рассудок стал возвращаться к нему, вместе с жаждой полакомиться добычей, которая сама приплыла в руки. «Ставьте мотоциклы и пошли со мной на пост, там будем разбираться кто куда поедет».

В тесной комнатушке он объяснил нам, что эта граница официально закрыта и у них приказ никого не пропускать дальше. (Это после мы узнали, что уже лет 15 там нет официальной границы). Предложил нам возвращаться и лететь самолетом или… 200 баксов и он нас, типа, не заметил. Очередные переговоры о снижении прайса на проезд, и мы «отлипли» на очередные же 100 баксов. Этому поспособствовало то, что его напарника звали Шота, а это у осетинов и грузин эквивалент армянского имени Ашот. В общем, наш общий тезка за проезд взял «недорого» и пообещал, что следующий блок-пост нас не вернёт обратно.

Когда мы отъезжали от поста в сторону Южной Осетии, с остановки нам помахал старичок и проникновенно так крикнул: «Счастливо, ребята!». Но по интонации и выражению лица это звучало как «Безумству храбрых поём мы песню!». И чем ближе мы подъезжали к южной Осетии, тем сильнее эта песня отражалась в глазах редких жителей.

 

Наше появление на очередных кордонах и блок-постах всё больше вызывало удивление, ведь нас там просто по определению не должно было быть! И почти по всему пути нашего движения, будь то милиция или военные, наши документы обязательно путали и вручали мне Ашотовские, а ему мои. Дело в том, что в моих правах у меня бородка такая, как у Ашота сейчас, а он сам сфотографирован бритым. А имена-то одинаковые и у обоих номера с тремя нулями и четвёркой, так что мы почти привыкли к этому. На северо-осетинской границе мы пробыли относительно недолго, но собрали вокруг себя, наверное, всех сотрудников таможни и дежурящих пограничников.

Всех интересовало откуда мы тут, куда едем и какой из мотоциклов «лучше». Пытались с нас выцыганить каких-то презентиков, а мы всячески старались ничего им не дать. Когда узнавали, что через Грузию в Армению, удивлялись, как нас грузины впустят. А мы, в свою очередь, удивлялись почему бы им нас не впускать. В основном, «спикером» был я, и почти автоматически отвечал, что у нас мотопробег дружбы, миссия мира, и все такое. Что едем на День независимости Армении, что о нас известно официальным органам России и Грузии, и что должна быть везде зеленая дорога. Да, а мотоциклы у нас марки «Хонда», и один и второй, и не делятся на «лучше-хуже», а просто разные по сути, как могуть быть разными машины одной марки.

В общем, выехали из Северной Осетии, а значит, из России, потом пост с автоматчиками перед туннелем. Снова удивление и опросы «кто, откуда и куда?»... Заехали в туннель, который проходит между двумя Осетиями и тут я вспомнил, сколько страшного мне о нем рассказывали – это начало зоны полного беспредела, если не самый «яркий» её участок. Несколько километров в сырости и полной темноте. По рассказам, частенько из него за рулём автомобиля выезжает совсем не тот водитель, который заезжал. Слава Богу, выехали на наших мотоциклах мы сами, и в скором времени нас встретил ещё один пост, теперь уже Южно-Осетинский.

Те же объяснения происходящего – Мотопробег, День независимости, официально знают об этом и в России и в Грузии… А вот здесь это было сказано зря! «А почему в Южной Осетии об этом не знают?!» - важно спросил офицер. Я попытался достойно вылезти из ситуации, что, мол, на следующий раз мы чуть ли не начнем с этого подготовку к пробегу. Вроде, получилось. Но ехать не пускают. «А вы знаете, какие грузины плохие?!» - говорят. Типа, вас надо сопроводить до Цхинвала, чтобы с вами ничего не случилось. Мы отказывались, как могли, ведь сопровождение стоит немалых денег. Надеялись, что проедем без необходимости в нем. Но чего-то им всё равно хотелось от нас получить. Тогда я достал из кофра 3 футболки – одну с байкерской тещей Юлией Тимошенко и две со своих слётов и вручили им в подарок. Презент им понравился. Когда ещё я сказал, что знаком с Юлией Владимировной и показал фотографии, которые сестра предусмотрительно положила со мной, они слегка обмякли. Боевая, но женственная, она, оказалось, нравится не только в Грузии, но и в Осетии, хоть они и воюют друг с другом. Позвонили куда-то, о чем-то поговорили с кем-то на своем языке. По словам «мотоциклисти» и «Киеви» было понятно, что о нас говорят. Взяли что-то по минимуму, и отпустили восвояси.

***

Какая природа дальше пошла! Я жалел, что камера бездействует и пытался снимать все на фотоаппарат просто на ходу. На фоне таких гор и лесов стоят заброшенные, разрушенные дома. Дорога тянется по ущелью, и только мы вдвоем с Ашотом едем по ней… Удивленные взгляды из редких машин навстречу, туннели, перевалы… И снова изумившийся молодой гаишник, который в последний момент остановил нас «Куда вы едете?!» «В Армению!» - отвечаю. «Так туда же нет дороги! И вас же не пропустят грузины!» В общем, снова разбирательства у обшарпанного поста. Снова путают права, поправляем. «Так ты Акопян!» - говорит ГАИшник Ашоту. «Да!» - отвечает Ашот, не подозревая для чего это спрашивается. «Значит фокусник. А сделай фокус: Открываем права, а там сотня лежит!» - говорит жаждущий «хлеба и зрелищ» смотритель дорог. Ашот, потупив взгляд: «Не, не могу я такие фокусы делать». «А ты попробуй!» - продолжает «уговаривать» осетин однофамильца великого фокусника. «Нет, не получается у меня» - не сдается Ашот, всё так же «стесняясь» славы знаменитого Акопяна. На третий раз уже и я стал просить тезку, но он был непоколебим!

А тем временем, к посту подъехала белая девятка с четырьмя молодцами, видно, завидев пришельцев. Один из них, самый сладкоговорящий, пытался убедить нас не ехать через грузинскую деревню, в которой все «плохие». Остальные, ждали исхода в машине и рядом с ней. Кто насупив брови, а кто улыбаясь красными, скорее всего, от марихуаны, глазами. Невесело было находиться между потенциальными разбойниками, которые пытаются показаться белыми и пушистыми. В общем, ГАИшникам отказали в таком сложном фокусе, показав более легкий его вариант. А братве, поняв с Ашотом друг друга глазами, отказали в сопровождении. Несколько шагов в ускоренном темпе, и мы, под пристальными взглядами осетинов, уезжаем оттуда в сторону, которую они не советовали.

В голове смешение мыслей: плохих, что мы ещё в неспокойном месте, и хороших, что скоро мы его проедем с Божьей помощью. Вдруг навстречу едет белая Нива и мигает фарами. Из машины эмоционально жестикулируют, но на Ашота это не подействовало. Когда Нива поравнялась со мной, я решил остановиться и узнать, что до нас хотят донести. Но инстинкт самосохранения настоял на том, чтобы включить первую передачу и держать сцепление выжатым. Нива начинает сдавать назад, но никто из машины не ответил на мой вопрос, в чем дело. Тут водитель резко берет по диагонали, пытаясь перерезать мне дорогу, и когда остаётся метр между машиной и обрывом, я отпускаю сцепление и проношусь мимо задницы Нивы, чуть не зацепив её дугой! Крики из машины вслед, и я стремительно отдаляюсь от них. Ашот, стоявший одной ногой на дороге, другой – на мотоцикле, тоже кидается в седло. Кричу и показываю ему светом – тикаем! Всё сильнее начинает мозг сканировать ситуацию и выводить сигнал ужасной опасности!

Поглядываю в зеркало - Нивы не видно, тем не менее, едем на предельной скорости, еле вписываясь в повороты на горном серпантине. Впереди село и блок-пост, то ли с российскими войсками, то ли миротворцами. Не могло не радовать то, что Нива так и не появилась. «Вы куда?» - тот же вопрос. «В Армению!» - отвечаю молодому автоматчику. «Вас же грузины не пропустят дальше?!» - то же недоумение. «Ты пропусти, дорогой, а с грузинами мы разберемся!» - сказал я с уверенностью. Проехав ещё с километр, останавливаемся на, теперь уже грузинском, блок-посте.

***

Может показаться непонятным, как оно так получается, сам сначала не понимал, так вот: со времени распада Союза, территория Грузии, населенная осетинами, отделилась и объявила себя Южно-осетинской республикой со столицей в городе Цхинвал. (Так называют его осетины, по грузински это звучит как Цхинвали.) Но, на всей территории, которую теперь не контролируют грузинские власти, еще осталось село, населенное грузинами. И наш путь проходил именно через него. Вернее, мог бы пройти, если б нас пропустили. А объясняли это тем, что у них указание никого, кроме местных жителей, не пропускать. Если высшее начальство прикажет – другое дело. Сначала это казалось каким-то недоразумением. Слава Богу, мой телефон был работоспособен там, и я позвонил в Посольство Грузии в Киеве. Мне ответили, что скоро все решится. К нам с нескрываемым интересом стали подходить местные жители и дети. Ладно, если б они просто спрашивали, а то всем хотелось потрогать, покрутить, посидеть на мотиках или просто откровенно «поржать» с двух придурков, которые зарулили в их края. Так прошёл час, и ничего не решалось. А мы, в ожидании, отодвинули мотоциклы к горе, прикидывая, когда доедем до Тбилиси. Оттуда нам сообщили в смс наши ребята, что заказали серные бани на вечер, и мы были в предвкушении встречи с ними и грузинскими байкерами.

Прошло ещё немало времени, снова звонки и обещания помочь. Начало темнеть и мои просьбы помощнику посла Грузии стали ещё более требовательными. Но, он только всячески оправдывался, а когда настала ночь, попросил продержаться до утра. Стало понятно, что он не может ничего сделать. За это время проехали в сторону Цхинвали и ГАИшники с территории Осетии, и пограничники, и ребятки на девятке. И каждый говорил нам взглядом – «Мы же вам говорили, надо было в объезд ехать!» И белых «Нив» проехало несколько, но ту мы не узнали.

Как оказалось, здесь грузины и осетины общаются как ни в чем не бывало, но, за глаза каждый готов порвать другого. Для осетин мы тоже были недругами, потому, что Украина дружит с Грузией, а мы граждане Украины… Но грузины в маленькой деревушке не пускали нас дальше именно в Осетию, хотя, ещё б километров 15 - 20, и мы были бы в самой Грузии. Вечером я стал звонить всем, кто мог как-то повлиять на ситуацию. Назад нас уже не впустила бы Россия, да и не было желания снова ехать по неконтролируемой территории, которую мы чудом проскочили. Незадолго до нас там ограбили даже машину ОБСЕ! Самое отвратительное, что если по дороге кого-нибудь грабят, то найти виновных просто невозможно – очень удобно свалить вину на своих противников. А здесь, рядом с грузинскими бойцами мы чувствовали себя хоть в какой-то защищенности, и готовы были торчать тут столько, сколько придется…

***

Для встречи ночи мы оделись потеплее, ибо спать нам светило на своих мотоциклах. Ашоту снова вздумалось отрегулировать свет фар. И снова эта затея отошла на дальний план. На пост приехали осетинские молодчики с автоматами. Громко выясняли отношения с грузинами, вовсю используя ненормативную, так сказать, лексику. Закончилось это тем, что один из них стал палить из автомата вверх и по сторонам. Нам с Ашотом стало совсем невесело. Потом стреляющий ретировался в сторону Осетии. «Лишь бы не за подкреплением!» - думали мы. Но проходило время и осетинов не появилось. Зато, приехал ещё более нетрезвый грузин-боевик и настоятельно стал просить прокатить его по горной дороге. Избавил его от нас, ставший нашим приятелем, молодой паренек из этой смены. Он очень за нас переживал и сожалел, что сейчас у них такое творится. А то бы в мирное время он повел бы нас к себе домой и угостил вкусным шашлыком. А сейчас, у него и дома нет – спалили. Отец у него грузин, а мама – осетинка. И он не знает, кто сжёг его дом – осетины или грузины…

Ашот уже стал засыпать на мотике, когда из грузинской «караулки» вышел человечек и позвал нас вовнутрь. Мы-то с грузинами дружим, но кто знает, что на уме у этих молодцов, в горах, посреди ночи. Но о плохом думать не хотелось, заходим в их сторожку – а там «гулянка»! Водка стоит, хлеб грузинский и вафельный тортик! Они так прониклись к нам, что решили проявить гостеприимство в меру возможного. В общем, Ашоту пришлось поотдуваться за двоих по водке, а я убивал вместо него вафельный тортик. После чего, меня, а потом и Ашота, уложили спать на сетку без одеала и матраца, чему мы были тоже рады. Наш друг пообещал, что лично будет охранять наши мотоциклы. К утру проснулся – в комнате никого, зато два «Калашникова» на столе, один на вешалке висит. Доверяют!...

После импровизированного завтрака, продолжаю обзванивать всех знакомых. Попросил и ребят, что ждали нас в Тбилиси, чтобы в Посольство Украины обратились за помощью. Пока мы ждали результатов, к нам подошел молодой паренек, как оказалось, пятнадцатилетний осетин. Под майкой у него был пистолет, что придавало ему уверенности в себе и своих действиях…. Непонятно, что может вырасти из человека, который с детства ходит с оружием и играет во «взрослые» игры. Он, втайне от грузинов, предложил провести нас за 80 баксов в объезд этого грузинского поста, но только в пять часов дня, и у нас было время подумать. Мы с Ашотом ещё с вечера начали молиться о том, чтобы вытянули нас отсюда. А днём, оставив его возле мотоциклов, я пошел в грузинскую церковь, на которую смотрел уже сутки. Стоя на коленях, просил Господа послать нам спасение…

Звонок от консула раздался прямо в храме. «Ашот? С Вами говорит консул Украины в Грузии». Он, первым делом, спросил наши домашние координаты, и сказал, что доставит нас в Тбилиси в любом виде. Хоть это всё и звучало больше реалистично, чем оптимистично, но то, что нами начали заниматься, вселяло большие надежды. «Вас ещё не грабили?»- спрашивал консул. «Только милиция» - ответил я. «Ладно, ждите, будем делать все возможное». Еще несколько часов ожидания, и за нами приехала машина криминальной полиции Грузии. Слава Богу, это случилось до пяти часов, и нам не пришлось соглашаться на осетинское сопровождение, чреватое нам остаться навсегда в тех горах. Только потом стало известно, каких усилий стоило консулу, для того, чтобы выйти на человека в этом районе, который мог отдать такой приказ. Наши грузинские сопроводители спросили, поедем ли мы по горам. Ну, теперь нам выбирать не приходилось.…

***

Вряд ли люди когда-либо ездили на таком мотоцикле, как у меня по такой местности. Крутой подъем и слой щебня и булыжников, местами на мокрой глине. Доходило до того, что мотоцикл почти не слушался, и даже при поддержке грузинских солдат, ложился то на левый, то на правый бок. Пробуксовав несколько метров на повороте по такой поверхности, я был практически обессилен. Выехать оттуда мне помог Ашот, которому было легче пробираться вперед на своём коне класса «эндуро».

Дальше так получилось, что Нива с нашими паспортами поотстала и мы без сопровождения подъехали к очередным автоматчикам. Благо, они оказались грузинскими, и были уже в курсе, что тут должны проезжать чудаки из Украины. А наша Нива появилась из-за поворота после того, как её починили. Потом были еще несколько постов, среди которых один миротворческий на вершине горы. В низине нам вернули паспорта, и дальше через деревню нас повела другая машина, почти до самой трассы на Тбилиси. Слава Богу, выехали!

К вечеру, на въезде в город нас встретили ребята и повезли к украинскому Посольству. Да, давно я не был на Кавказе! Если в Украине надо быть внимательным при езде по городу, то в Тбилиси надо быть просто самой внимательностью и осторожностью в одном лице, потому как правила вождения здесь существуют, наверное, только в учебниках!

 

***

О том, что должны приехать два заблудившихся в горячих точках украинских гражданина, в посольстве знали даже охранники. Нас встретил и провел к себе консул Украины Петро Головешко. Объяснил нам в какую задницу мы заехали и чего ему стоило вытащить нас оттуда. Тем не менее, как он выразился, это было бы ему легче, чем потом пару недель делать разрешения и добираться до Цхинвали, опознавать нас в морге, в котором месяц нет электричества, и отправлять родным в Украину. Когда всё было позади, можно было и пошутить об этом, хоть и юмор черный. И ещё оказалось, что въехать в Грузию – это ещё пол-дела, нам ведь еще надо было выехать оттуда. Петр Анатольевич делал всё возможное для облегчения и этой нашей участи. Спасибо ему огромное за заботу о своих гражданах!

Нам надо было остаться ночевать в красивой столице дружественной Грузии, чтобы оформить все необходимые бумаги на следующее утро. Очень хотелось как-то отблагодарить нашего спасителя, но консул принял от нас только три футболки, одну из которых обещал подарить вечером знакомому имениннику. А сам подарил нам черно-белую картину современного грузинского художника, за которой его возил Ашот на своей «Африке». В общем, пообщавшись вечером с грузинскими байкерами, которые были в изумлении от нашего адвенчера, мы были удостоены их вниманием и на следующий день. Ребята угостили нас целым перечнем вкусных грузинских явств и проводили на границу. А перед отъездом нас ещё грузинский батюшка благословил в дорогу.

Но на границе с Арменией нам, всё-таки, пришлось столкнуться с проблемами и проторчать пол-дня. Ведь у нас не было штампа о въезде в Грузию и документов о временном ввозе мотоциклов, и мы подпадали под статью о незаконном въезде в Грузию. Мы бы с удовольствием въехали законно, только ведь больше нет официальной таможни с Россией, а Южной Осетии самой официально не существует. Сами таможенники понимали всю абсурдность ситуации, но ждали «добро» от вышестоящего начальства. И снова пришлось беспокоить нашего уважаемого консула и терпеливо ждать, пока наш вопрос во второй раз решится на высоком уровне.

Чуть попозже нас «порадовали»: поменяли уголовное наказание на административное – 270 долларов с каждого. Да ещё и заплатить штраф надо было на следующий день в Тбилиси. Такой вариант нас ну вообще не вдохновлял. Я снова лег на горячий асфальт, не собираясь возвращаться ни в коем случае. А всего лишь в ста метрах от нас была долгожданная Армения, но как тяжело было добраться до неё! Из импровизированных динамиков снова и снова звучала песня, ставшая гимном нашей поездки: «А где-то горы, горы, а за ними-ними Армения моя!…»

За время ожидания мы успели подружиться с одним из сотрудников таможни – Кахой, который всю жизнь мечтал прокатиться на мотоцикле. Я воплотил его мечту в реальность, провезя на приличной скорости несколько километров. Никаких слов не хватило бы, что бы описать бурный восторг, его охвативший! А начальнику смены мы подарили майку с Юлией Владимировной, последнюю из дорожного запаса. Его радость не выражалась в возгласах и песнях как у Кахи, но, по возвращению через неделю, нам стало известно, что о том, что у него есть такая майка, знали все таможенные смены, включая чуть ли не всех их родственников до третьего поколения. Когда стемнело, и мы наобщались с украинскими дальнобойщиками, а так же водителями из Греции, Болгарии, Турции и других стран, Ашот снова решил заняться своими фарами. Но!... Вышел начальник смены и объявил нам радостную весть, после которой «дальний» свет фар снова отошёл на дальний план. Нам дали «зелёный» свет!!!

***

Таможенники Армении тоже не сразу нас впустили из-за отсутствия нужных бумаг и штампов, но с ними было легче договориться. Правда, они не скрывали своего удивления по поводу выбранного нами транспорта для того, чтобы приехать на свою этническую Родину. «Вы что, не могли как люди сесть на самолёт и прилететь??!!» Этот перл я оставляю без комментариев! Да, а добили тем, что и они перепутали наши документы!

Около десяти вечера, по прошествии 5 суток пребывания в пути, два украинских армянина на мотоциклах, наконец-то, заехали в Армению. Хоть мы и не успели на главную площадь в Ереване, где нас ждали на праздновании 15-летия Независимости Армении, успокаивало то, что в назначенный день, 21 сентября мы, всё-таки, въехали в страну. И, несмотря на усталость, дождь, темноту и серпантин горных дорог, нашей радости не было предела!

Переночевав в гостинице перед самым Ереваном, поздним утром мы выехали в сторону города, в сопровождении Вахака - одного из членов ереванского клуба «Хай райдерс». Вахак похож на солиста нашей любимой многими армянами(и не только!) группы «System of a down» и ездит на сузучьем «Мародёре». Я на таком когда-то пол-лета проездил... Ереван встретил нас улыбками местного населения и тем же самым отсутствием культуры вождения на дорогах. Как один из перлов: стою на красном свете перед пешеходным переходом, а сзади сигналят, мол, чего стоишь, никого ж нет!

Ребята разместили нас в гостишке, недорогой, но с хорошими условиями. К вечеру в кафе, где парни собираются, подтянулись почти все «Армянские райдеры». Так переводится название их клуба, который состоит из 15 человек. Головной клуб находится в Америке. В него входят байкеры только армянского происхождения. Так получилось, что в самой Армении открылся его филиал. Это неудивительно, ведь байкерское движение больше и раньше было развито в Америке. И ездят там американские армяне на пресловутых Харлеях. А ребята из Еревана и других городов, катаются на совершенно разных мотоциклах, но живут одним – дорогой. А сплотил их всех самый взрослый среди них – Норайр, архитектор по образованию и роду деятельности.

Мы поговорили о мотодвижении Украины, о наших слётах. Ребята рассказали, как живется и катается байкерам в Армении, которая буквально перекрыта со всех сторон. Вот по ней и ездят, благо мест красивых много, дороги, хорошие и климат не слишком холодный. Разве что в Грузию и обратно иногда катаются. После общения с нами, ребята загорелись приехать в Украину, паромом через Грузию, как ехали наши друзья. Кстати, с ними мы разминулись буквально в несколько минут – мы заезжали в город, они выезжали. И мы так и не увиделись, хотя всю дорогу были на связи!!! Зато в первые дни мы только и слышали от ребят, как наша подруга разила наповал местных участников движения своими большими приоткрытыми формами, да ещё на мотоцикле. Да, факт того, что ехала девушка на мотоцикле, да ещё и с украинскими номерами, отходил на второй план после того, как видели её главную, слегка приоткрытую, достопримечательность – груди. А вернее, сиси. Но, что-то и я на них отвлекся...

В общем, в следующем году сначала ребята приезжают к нам на «Тарасову Гору», а осенью, со всеми желающими, мы едем к ним. Конечно, уже не через горячие точки, как ехали мы с Ашотом. Такое дважды не повторяется! Кстати, мы были первыми армянами, и,которые приехали на родину предков своим ходом на мотоцикле, да ещё такой дорогой!

 

Не буду подробно описывать наше пребывание в самой Армении, скажу только, что было ярко, как и ожидалось. Были и угощения ребят любимым армянским блюдом хаш на горе Арагац, и поездки по армянским святыням, и радостные встречи с друзьями, родственниками и классной руководительницей. Интервью армянским телеканалам, и посещение коньячного завода "Арарат". (Кстати, отдельное спасибо представителям этого знатного армянского напитка на Украине, которые организовали для нас такую познавательную экскурсию по заводу.) Все это и многое другое есть на фото, можно посмотреть и почитать комментарии…

   

   

***

В общем, неделя быстро пролетела. Из Еревана Ашот выехал на день раньше меня, что бы побыть в родном селе, которое находится недалеко от границы с Азербайджаном, как и село моих предков. На следующий день мы встретились в Иджеване, но он не захотел прокатиться в мою деревню. Теперь у него «всё чесалось», чтобы вернуться, и он помчался в сторону Грузии. А я проехался по родным местам, увидел заросший дом дедушки, куда меня из Баку привозили родители на каникулы много лет назад, пару соседей, которые с трудом меня узнали, но еле отпустили.

Дорога от наших с Ашотом родительских деревень проходит вдоль границы с Азербайджаном. Раньше, когда всё было нормально, можно было спокойно ездить из одной республики в другую, а сейчас я подъехал на максимально возможное расстояние к Азербайджану - дальше стоят металлические "ежи", а вдоль пути то и дело видны разрушенные войной деревни. А так бы хотелось заехать и в Баку, где я родился и вырос...

Последние десятки километров по необычайно красивым горным дорогам Армении, и я догоняю Ашота на грузинской границе. Армянская сторона выпустила нас даже не задерживая ни минуты, а вот на грузинской пришлось немного повозиться. Отрезок пути до Тбилиси по возвращению, был единственным, который мы проехали вместе. Не считая, конечно, парома по Черному морю. Тезка боялся не успеть на паром, и поехал в Поти сразу из Тбилиси. А я поехал следом рано утром, переночевав у своей двоюродной сестры.

Созерцание живописных грузинских ландшафтов по дороге до Поти то и дело разбавлялось паническими сообщениями от Ашота, что если я не успею ко времени, то останусь тут «куковать» ещё на неделю до следующего парома. Хотя, отплытия и этого парома нам пришлось ждать больше суток на съемной за недорого квартире. Дальше были два дня и две ночи в открытом море, и только сытная еда три раза в день, и сон в перерывах между приемом пищи. Всё вместе это стоило по 230 уев за себя и своего коня. Два раза в день нам позволяли спускаться к своим красавцам и заботиться об их здоровье. За время пребывания в Армении Ашот несколько раз порывался опустить свет фар, но так и не опустил, поэтому и на пароме об этом вспоминал. Ровно через двое суток мы уже стояли перед Одессой. Поздно ночью нашему судну разрешили войти в порт Ильичевска.

И вот мы снова на украинской земле, но тут начались новые мытарства. Инстанций, которые надо пройти, было 7 или 8, и все разбросаны по всей немалой территории порта. Ну, да и это ладно бы, если б не надо было платить 185 гривен сбора. За то, что съехали с парома не землю по «мосту», который нам «любезно» предоставили. Давать почти по 40 долларов за то, что бы проехать15 метров в уже родной Украине – это даже дороже, чем по Осетии ездить, и в наши планы никак не входило. Решили выехать с территории без этих бумажек, но, на выезде пожалели тётю-вахтершу, остановились.

Чуть позже к нам подъехал посол Норвегии в Грузии и Азербайджане, который тоже недоумевал от бюрократии, которая там творится. И тоже его гоняли по порту, чтобы проставлять все нужные печати и штампы. А вот нас без этой грабительской оплаты уже не хотели выпускать собравшиеся на зов охранники со своим начальником. Я наотрез отказался платить и был готов и здесь оставаться жить, пока мне не объяснят за что я должен отдать последних 200 гривен и оставаться на дороге без бензина? Это, видите ли, берется с каждого автомобиля и других расценок у них не предусмотрено. Только где они видят у меня 4 колеса и крышу, мне было так и не понятно. В общем, этот вопрос надо было решать с администрацией, которая будет в 8 утра, и я принципиально был готов ждать их, что бы создать прецедент. Кому-то ведь надо было начинать, не платить же и дальше всем двухколесным как за автомобиль!

В общем, терпения Ашота хватило почти до 7 утра, он выложил эти деньги, тоже последние, и уехал в Крым восвояси. Благо, наши баки были полны ещё грузинского бензина, но его бак почти в два с половиной раза больше моего, и до Крыма ему хватило. В 8-30 я начал было объяснять девушкам из компании, что мы две недели ездим, что проехали Кавказ, и горячие зоны, а теперь в родной Украине… «А!!! Так это Вы были?!» - воскликнула одна из них. Я! - говорю. «Точно? Именно Вы лично?!» Ну, да, говорю, лично я. «Так мы про вас уже слышали! Ваши друзья нам рассказывали, как вы попали в плен!». Да не плен, говорю, но тоже приятного мало. В общем, денег с меня не взяли, но я объяснил, что дело не только и не столько в деньгах, сколько в самом факте, что за мотоцикл берется так же, как и за автомобиль. Ну, говорят, ваших так мало ездят паромом. Теперь, отвечаю, наших будет намного больше! Делайте отдельную графу «Мотоцикл» и берите соответственную плату! Обещали, что к следующему сезону будет обязательно…

С чувством выполненного долга я выехал из Ильичевска прямо на Киев. По дороге вставал пару раз на заправке. На одной из них спросил у заправщика, можно ли прилечь у них на асфальте, а то ночь не спал, валит с ног. Он очень удивился, но не отказал. Поспав 15 минут как Штирлиц на краю заправки, я поехал "бодренький" домой. И успел к обеду!...

источник, 2006г.