Главная / Путешествия на мотоцикле / Грузия и не только /
Для майских покатух выбрал Грузию — близко и к тому же по ту сторону гор еще не бывал!
Политика наложила кучу предубеждений—спрашивал на профильных ресурсах всякую глупость про безопасность и проч. :)))) Прохват порадовал случайными встречами, и вообще все ладилось!
Информационная разведка сулила всякие сложности в пути: "знаменитые" кабардинские гаишники, низкие температуры на перевале, возможное недоброжелательное отношение местных к русским вследствие политических разборок между нашими странами.
Прибыл 1 мая на открытие в Пятигорск, где меня встретил известный в оппозитных и не только кругах Румата.
Тот самый. :)
Приехал я поздновато, так что оценить мероприятие не смог, но народу и мотов было много!!!
Поздно вечером идем с Артуром и его владикавказскими друзьями пить тайно(!) пиво! Почему «тайно» понял не сразу. Пришли на местную смотровую.
Вроде бы 1 мая, праздник, времени около 23,00... А народу никого!!! Ни бухающего, НИКАКОГО ДРУГОГО!
Оказывается, там действует комендантский час для молодежи, а пить на улице нельзя в принципе — заментуют!!! (Привет Москве :)
Во Владикавказе остановился у Артура Руматы, катались по окресностям (Марин! За тобой ехать опасно для головы! :)))), пили отличное пиво «Ирбис», ели осетинские пироги и тд и тп.
Из Владикавказа держу путь в Грузию. До границы меня провожает Румата и Ко.
Обдумывая дорогу через горы, я почему-то вбил себе в голову, что мне не хватит бензина.
Взял из Владикавказа нз на 4 литра.
Прошел нашу границу, подъезжаю к Грузинской.
На въезде спрашивают про оружие, наркотики и подобные вещи.
Ответ — нету.
—А бензин, масло?
Не подумав, ответил "да"....
—Сливай— говорят, —ввоз нефтепродуктов запрещен!
Игра в дурака не проходит—канистра на видном месте.
Взываю к их разуму и рисую им картины, как я погибну в диких краях без этой канистры.
Результат отрицательный. Сливаю сколько можно в бак, остальное - на камни.
—А теперь давай масло!
Капец, думаю, моему литру мотюля, взятому на всяк случай. Где я в Грузии его достану, если что?
А оно вместе с бензином было! — отвечаю— 2-х тактник у меня!
И показываю на два котла. Момент замешательства...
Отпускают. Еду дальше. (на самом деле с топливом я перегнул—проблем в пути не было)
Зато на границе разжился снимком скелета своего мотоцикла!
Красным показана плотность металла. Красота!
Неведомая дорога… Сколько домысливаешь про неё... А на деле оказывается все намного проще — нелюдимая горная дорога превращается в обычный грейдер, Только высокогорный.
Перевал с 12,00 до 18,00 закрыт—по теплу опасаются схода лавин. Рассудил, что утром дорога, наверно, промерзлая, поэтому решаю ехать после 18.
Забираюсь постепенно наверх, по сторонам снег лежит, тишина...
Подъезжаю к туннелю. Какое-то время стою перед ним — соваться туда совсем не хочется. :)
Медленно въезжаю и двигаюсь в полнейшем мраке: сверху льет вода, снизу всё в колдобинах.
Перед какой-то ямой останавливаюсь, опускаю ноги, а боты скользят! Бляяя, лёд!!!
Вот этого я не ожидал и опасался! Кое-как дотягиваю до выхода из этого подземелья.
Перед следующим туннелем стою минут 10. Реально не хочется туда ехать.
Таких туннелей было четыре. :) Были рядом с ними и объездные пути, но они подзавалены снегом.
Дорога пошла вниз. Перевал пройден.
Вот я и за Кавказским хребтом.
Когда совсем спустился, уже стемнело, и начался дождь. До Тбилиси где-то 90км — ерунда, думаю.
Но сильный дождь, темнота и неизвестная дорога не дали ехать более 40км/ч. Плетусь, осталось 80... 70... 60км... Начал маленько уставать.
(Надо сказать, что пол-апреля Грузию заливало дождями, и кое-где была опасность наводнения.) И вот за поворотом увидел последствия схода сели: куча глины и почвы сползла на дорогу и заняла целую полосу.
Потом встретил на дороге камень размером с КАМАЗ. Полиция остановила движение, но мотоцикл пролез.
Чуть офигевший продвигаюсь дальше. До столицы - 50 км... Вдруг вижу впереди разукрашенного лежачего полицейского. Притормаживаю и подъезжаю. А это бордюр ограждения, за которым обрыв! Ночные глюки начались! Понимаю, что это только цветочки и решаю остановиться где-нибудь (????) на ночлег.
И тут в какой-то деревушке встречаю припаркованные мотоциклы с украинскими номерами.
Подъехал и порычал. Вышли хозяева и пригласили к столу.
Ребята из разных городов Украины встретились по пути в Грузию: кто на границе, кто по дороге.
Парни тоже утомились ехать и остановились поесть и выпить. Ехать далее не хотели.
На мой вопрос "А где ночевать?" отвечали, что им пофигу, хоть у дороги палатку разобьют, но дальше по такой погоде не поедут!!! :) Мне понравился настрой ребят и решаю держаться их.
Украинцы начали уговоры хозяек кафе на предмет ночевки. И уговорили!!
Сдвинули в сторону столы и стулья и стали расстилать спальники на полу кафешки!!!
Утром, пока завтракали и собирались, дождь перестал лить, и более я в Грузии дождя не встретил.
С нами в страну пришло солнце! :)
Долетели за полчаса до центра Тбилиси. В городе наша мотокомпания начала разъезжаться — у каждого ведь свое путешествие. Я тож собирался свалить — не люблю зависеть от чужих планов. Но подумав, решаю остаться с парнями дальше.
В итоге за несколько последующих дней у нас сложился костяк из 4 человек.
На третий или четвыртый день я начал «шокать», а местные лари называть «хривнами»)))
Первым делом, взяв местного пива, пошли в знаменитые серные бани, в которых еще Пушкин отмокал. (
Баня с массажем после дороги — самое оно!) И как раз перед входом в одну из них услышал рык мотоциклов!
Оказались байкеры из Москвы тоже приехали покататься по Грузии!
Столица Грузии очень понравилась! Особенно ночью: грамотная подсветка, тишина, и вообще как-то спокойно, никто не напрягает! Неадекватов не видно. И полиция по улицам не ходит, а сидит в машинах.
Кстати, у них там полицейский — друг человека. К ним можно обращаться с любой проблемой — помогут! Пару раз сами интересовались, чем мне помочь, и раз отвели к мотелю!
А вот такой он старый город:
Мцхета — древняя столица Грузии:
Еда... Очень вкусно и дешево.
За 10 дней пребывания в Грузии я так привык к хачапурям-сацивям-сулугуням, что уже после, в России сосиски и борщ воспринимал как экзотику.
И кстати, там в магазинах почти нет вина!!! То есть кое-где конечно бутылки стоят, но это скорее сувенир, типа матрешки. Но зато в каждом кафе и почти в каждом доме есть самодельное вино.
Вот его-то мы и пили и набирали в дорогу. Цена примерно 2-4лари за литр (это не более 50 руб.).
Красиво внутри местных церквей и храмов. А многоголосое церковное пение реально завораживает!
Заехали в Боржоми за водой,
а затем повернули к древней крепости.
Монастырей и прочей древности в Грузии хватает!
Вот еще какая-то по дороге!
Далее было намерение ехать на Батуми. Спросили местных: одна дорога 150км, но очень плохая.
Вторая хорошая, но 350км. Парни (а они на BMW, KTM и на Африке) естественно заявили, что им пох на плохие дороги. У меня же случился приступ величия— после Крестового перевала я мнил себя эндуристом, поэтому тоже выбрал эту дорогу )))
Но класс наших мотов все же разный. Моя драга ни разу не эндуро, кочки и дыры бьют конкретно по не раз травмированной спине. В итоге договорились ездить отдельно – каждый в своем темпе, а пересекаться в интересных местах и на ночлег. Парни укатили на Батуми, ну и я следом не спеша покатил.
По пути посмотрел на карту. А дорога-то проходит через перевал высотою 2100!! (Крестовый был около 2500) :)
Ну, думаю, проеду. )))))))))
Когда я застал бездорожье уже вечерело. Соваться на перевал по темени мне не улыбалось.
Отзваниваюсь ребятам —мол, переночую в первом крупном поселке, а утром уж медленно штурману эту дорогу и догоню их в Батуми. :))))))
Утром звоню, узнать как дорога —не берут трубку. Я позавтракал и опять позвонил. Пусто.
Наверно, на море уже купаются, думаю.
Собрался, завел мот, попрощался с хозяевами ночлега и на удачу звоню еще раз.
Денис устало прохрипел: НЕ НАДО СЮДА ЕХАТЬ! ТУТ ПЕЗДЕЦ! ТЫ НЕ ПРОЙДЕШЬ!
ЕЗЖАЙ В ЛЮБОЙ ОБЪЕЗД!!!
Понял, еду назад, и через Кутаиси в сторону моря. Катил не торопясь, останавливаясь пару раз поесть.
В Батуми прибыл часов в шесть вечера.
Парни приехали всего парой часов ранее... И рассказали о своих приключениях:
Начавшаяся плохая дорога перешла в полнейшее горное бездорожье.
Слева обрыв, справа скала, впереди горные ручьи, а кругом темнота.
В итоге они уперлись в какую-то нехилую бурную реку. Воды по пояс...
Пришлось ночевать на перевале, а утром преодолевать ЭТО.
К тому же один из героев накануне повредил ногу, навернувшись в повороте.
Переносили технику по воде, а спустившись с горы, пытались высохнуть…
Короче хватили хлопцы приключений!
Ближе к морю начинают встречаться пальмы. Чувствуются субтропики.
Батуми отстраивается по полной. Через пару лет будет мегакурорт, куда я обязательно еще заеду!!!
На следующий день украинцы стартуют домой. Прощаемся, желаем друг другу хорошей дороги.
Теперь я катаюсь один. Но вечером при въезде в Тбилиси встречаю на обочине несколько эндур.
Местные! Разговорились.
Короче на два дня остановился у главы федерации мотокросса Грузии, у которого еще в СССР была хонда!
Сделал вылазку в Кахетию. Небольшая Грузия, а какие разные районы!
Равнины и Кавказский хребет по горизонту.
Запомнились могучие дубы, почти достающие ветвями до дороги!
Ну и конечно же монастыри:
Алаверди:
Греми
Скот на дорогах встечался регулярно. Особо напрягла - стоящая на повороте в тени корова, да еще и черного цвета!!!
В пути меня, словно в компьютерной игре, заряжали маной-энергией!
То древнющая бабушка, мешая грузинские слова с русскими, благословляла меня в дорогу, то на серпантине чел из обгоняющего фургона на ходу протягивает четки—держи, мол, на счастье!!!
И этих напутствий-пожеланий с лихвой хватало на всяких уродов на дороге и прочую нечисть.
За всю поездку я не почувствовал какого-то нехорошего отношения к себе.
Говорил по-русски и открыто заявлял, что из Москвы. Видимо, люди там четко разделяют политику и простых людей.
Рядом со мной — реально Пиросмани! :)
А эти шкеты помогали мне вьючить мотоцикл.
Возле такой громадины и люди наверно должны жить соответствующие.
Еще из Грузии:
Еду обратно через горы. За прошедшее время тут серьезно подтаяло. Текут ручьи, и два туннеля можно объехать по прилегающей дороге. В двух других была по-прежнему Ж.
На вершине перевала, из-за поворота выруливают навстречу две «африки»!!!
Это французы едут в Монголию!!! Времени у них 6 месяцев.
Почему-то долго разглядывали и снимали мой мот, как будто таких во Франции нету.
Заехал опять во Владикавказ, чуть покатался по окресностям и некороткой дорогой —в сторону дома,
В Буденновске меня уже ждал Петрович, который на днях женился и светился от радости!
Совершили пробежку по кабакам—Зеленокумское пиво рулес!
Город приятно удивил. Есть в нем некий дух казачих станиц и степей.
Мотоциклы в городе есть и ребята рукастые — вот как нарастили побитое крыло на кувалде!
По-моему офигенно!!
Утром стартую на Волгоград через Калмыкию.
Огромная у нас страна. Не столько по расстояниям, сколько по ******
Ровное Ставрополье сменяется почти пустыней, а затем Дагестаном. Или Калмыкией. Через каких то 200-300км оказываешься будто в другой стране.
Словно очутился в Монголии. Кругом раскосые лица и атмосфера какая-то буддистская!
Скоро понял намеки Петровича по поводу калмыцких гайцев: мол подари им свистки.
Два раза меня тормозили и оба раза это делалось маханием руками и морганием фар!!!
Я бы им еще и жезл подарил! :)
Посетил Мамаев курган. Впечатляет, конечно.
Подметил одну особенность: вдоль тропы к главной фигуре —
гранитные плиты Героев Советского Союза, павших в Сталинградской битве.
Венки только у двух могил.
Вроде бы праздник на днях был... Вот так то....
Это все лирика, а вот немного полезной инфы.
М4 стала намного лучше, в Ставрополье хорошие дороги
Калмыкия: хорошие прямые дороги, прерывающиеся вот такими сюрпризами и странными гаишниками, с которыми надо быть начеку!
заправок на трассе нет!!!
Волгоград+область: дороги хреноватые, а в городе еще и пробищи! Гаишников не приметил.
Кабардино-Балкария: дороги хороши, гайцы не особо :-/, бензин заливать там меня отговорили! )))
Грузия: дороги в целом хорошие. Бензин тоже. Заправлялся на Wissoil, и Лукойле.
Полиция лояльна до невозможности. Не знаю, что там надо нарушить, чтобы обратить на себя внимание. Многие говорили про тбилисские пробки: ездил по городу часов в 6-7 вечера — стоял только на светофорах. Движение по-восточному хаотичное, но ни одной аварии не видел и в ситуации не попадал.
Жилье (много гостевых домов) снять не проблема — достаточно спросить у полиции или таксистов.
СПАСИБЫ и приветы:
Артуру Румате (Владикавказ)
Марине+Роме (Владикавказ)
Петровичу (Буденновск)
Важе Гелашвили (Тбилиси)
и многим другим хорошим людям, встреченным мною по пути. Обо всем не напишешь! :)
Леха из Киева, Денис из Луганска и Миха из Северодонецка — спасибо вам парни за прекрасную компанию!!! С вами не напряжно! Как куплю дорожник —покачу с вами в любом направлении!
Этот снимок мы сделали влезши в аппарат экспресс-фотографии.
Км и деньги не считал. На прохват потратил 17 дней.
Поездка удалась, и один из выводов — как же мы мало знаем как живут соседи! :)
Автор: Хассель
источник |