Часть 7.

О сайте Африка Твин ру Модельный ряд Скачать материалы Путешествия на мотоцикле Пилоты Африка Твин Форум мотоциклистов Мотофутболки

Главная / Путешествия на мотоцикле / Федя (alekcei) От Балтики до Тихого океана. / Часть 7. /

Интересная только мотоциклистам. Здесь я расскажу подробно про дорогу, про то, как по ней едется на двух колёсах. Если у вас нет мотоцикла и вы не собираетесь прокатиться в тех местах - смело можете пропустить.

Во-первых, надо начать с того, что дорогой это не называется. Проехать действительно можно. Да и то при удачном стечении обстоятельств :) Но "дорогой", в обычном понимании этого слова, даже "грунтовой дорогой", это назвать нельзя.

Опять же, перед поездкой я пытался подробно разузнать как этот участок выглядит. Спрашивал людей которые ездили по нему сами, в том числе и мотоциклистов. Однако никто подробно и конкретно разложить по полочкам, что там происходит не мог. Поэтому, докладываю наиподробнейшим образом:

Большая часть дороги находится или в недостроенном состоянии, или в состоянии начала строительства. Грунта в сумме порядка 1200-1300 км. плюс участок грунта перед Байкалом в 200 км. Поэтому, как ни крути, а полторы тысячи пиздеца получается.

Весь грунт состоит из четырех составляющих, в разных пропорциях и с разной консистенцией перемешенных между собой - скальник, гравий, песок, земля/глина.

1. Скальник. В европейской части РФ и до Байкала я такого материала никогда не видел. Скальник - это колотая каменная порода. Наподобие гранита. Большинство сопок в Забайкалье состоят полностью из скальника. То есть, сопка не земляная, а полностью состоит из скалы, и только сверху неё тонкий слой дёрна. Для строительсва дороги сопки взрывают, срывают, прорубают в них ущелья. Из образовавшегося материала строят насыпи и дороги. У скальника есть две особенности. Если гравий весь примерно одного размера, то скальник разного размера. Все камни в насыпи разные. Есть маленькие, есть средние, есть большие булыганы. И если у гравия все грани камушков как бы закругленные, то у скальника все грани острые. Натурально острые как нож. Видимо из-за того, что в сопках он залегает слоями/пластами, при его выработке он колется исключительно на камни с острыми гранями. И грани эти не рваные как у любого камня, а прямые. Такое впечатление, что ты видишь не природный камень, а обработанный каменный топор древнего человека. И так выглядит абсолютно любой камень в груде скальника.

Представляете как в результате выглядит дорога отсыпанная таким материалом? Если не представляете, сходите на кирпичный завод, возьмите там вагон битого кирпича, раскатайте его бульдозером слоем толщиной в метр и попробуйте проехаться по такому на мотоцикле. Это и будет поездка по скальнику. Камни все разного размера, когда по ним едешь они подворачиваются, руль выбивает из рук, на мелких камнях переднее колесо закапывается и уходит в бок, ты начинаешь отталкиваться ногами, скорость движения 5-10 км/ч. Это пиздец. Это мега-пиздец.

Разумеется пиздец - это я говорю про движение по такому покрытию на дорожном мотоцикле. На жесткой эндуре ехать будет одно удовольствие. Только именно на жесткой эндуре. Даже Африка Твин не особенно подходит для этой трассы. Оптимальным было бы что-нибудь типа XR650, DR400, Dominator650, причём с подходящей резиной и не сильно загруженные вещами.

Оптимальным было бы что-нибудь типа XR650, DR400, Dominator650, причём с подходящей резиной и не сильно загруженные вещами
Чистый скальник. Камень из ада :)

К счастью участков из чистого скальника мало. В основном скальник перемешан с песком или с глинистой землей. По такому покрытия ехать значительно проще. За счёт того, что машины его укатывают, оно становится не сыпучим, а твердым. Причём скальник в основном ложится своими плоскими гранями и получается достаточно ровное покрытие. Такое впечателение что едешь по брусчатке. Скорость дорожного мотоцикла возрастает до 30-50 км/ч. Эндура может спокойно ехать сотню.

Укатанный с глиной скальник в сухую погоду - едешь как по брусчатке площади Труда в Питере
Укатанный с глиной скальник в сухую погоду - едешь как по брусчатке площади Труда в Питере.

Однако и тут есть засады. За счет того, что все камни разного размера, периодически встречаются булыганы торчащие на общем фоне средних камушков. Как бы такой булыган не торчал, он обязательно буде торчать острой гранью. Если ты его заметил и объехал - повезло. Если ты его не заметил - останавливаешься и начинаешь бортировать пропоротое колесо. Мы называли такие камни "закопанный финский нож".

За счёт того что я всегда ехал медленно, или очень медленно, у меня проблем с колёсами не было (и частично из-за того что у меня стояла бескамерка). А вот на Африке Твин, хотя Яан особо не гнал, проблемы были постоянно. Четыре раза бортировали переднее колесо и два раза заднее (это не только на скальнике, а за всё время путешествия). К концу заднюю покрышку выкинули и поставили новую. Поэтому с собой надо взять не только обычный ремкомплект шин. Надо взять хороший насос (именно хороший и лучше чтобы у попутчика тоже был свой насос), несколько запасных камер на переднее колесо, несколько запасных камер на заднее колесо (по две минимум!) и обязательно запасную переднюю резину и запасную заднюю. Причём взяв с собой резину запасную всё равно нельзя выезжать на не новой покрышке, типа, если кончится поменяю. Во-первых, менее истёртая резина меньше подвержена проколам/пробоям. А бортировать колёса на трассе - это сложно и опасно (из-за возможных криминальных проявлений). А во-вторых, износ резины на этом участке трассы происходит в разы быстрее. Именно в разы! Натурально резину начинает есть на глазах. Поэтому вопрос резины первостепенный. Никаких компромисов и экономии - резина должна быть новая, свежая (не старая) и от именитого производителя. Иначе наебётесь и наплачитесь :)

ецелер Туранс 150/70-17
Хорошо тому живётся, кто с колёсами ебётся!!!

Кстати, если вы едете на дорожном мотоцикле, то всё равно наденьте на него эндурную резину. Я себе на зад поставил Мецелер Туранс 150/70-17. У Диверсии900 задняя резина штатно на 150, поэтому мне было легче. И это сильно помогло.

Вторая засада укатанного с землёй скальника проявляется в дождь. По сухому всё отлично, но только пошел дождь, а он там идёт постоянно, глину из промежутков между камней начинает вымывать. С одной стороны скальник обнажается со всеми своими острыми гранями, а с другой стороны, глина заполняет дорогу скользкой жижей. Глина там именно скользкая, причём очень. В общем, если трасса ровная, то это не особенно страшно. Колесо цепляется за камушки и не скользит. Но на трассе постоянно встречаются съезды с насыпи и заезды на неё. Подъезжаешь к реке, должен быть мост. А его только строят. Рядом организована временная переправа. Обычно бросается пара огромных труб, или ставится временный мост. Два раза встречались броды. Проехать можно. Но для этого нужно съехать с насыпи и потом снова на неё заехать. А насыпь очень крутая и высокая. В дождь, если участок глинистый, эти съезды превращаются в натуральный каток. Если у вас шоссейная резина, мотик придется затаскивать трактором. Причем волоком на боку :) Поэтому ставьте резину как можно эндурнее.

Мы встретили человека на TDM850, который ехал из Хабаровска в Новосибирск. Стоял на обочине и менял кончившуюся заднюю покрышку. Он попал на глинистые участки в дождь. Говорил, что уже убрался три раза. А встретили мы его только на середине грунта :) Поэтому, даже ТДМовская резина оказалась недостаточно эндурна.

Ремонт после проезда половины грунтового участка.
Ремонт после проезда половины грунтового участка.


Дорога по укатанному с глиной скальнику после недавнего дождя.
Дорога по укатанному с глиной скальнику после недавнего дождя.

2. Второй элемент составляющий эту дорогу - гравий. С ним всё проще. Для того, что бы представить как по нему будет ехаться на вашем мотоцикле, поезжайте на участок строящейся дороги. Обычно перед укладкой асфальта дорогу засыпают толстым слоем гравия, прокатитесь по нему и всё поймёте.

Гравий бывает в чистом виде. То есть, толстый совершенно сыпучий слой. Бывает в смеси с песком или глиной. Причём в разных пропорциях. Если гравия много, дорога укатывается до жесткого покрытия и ехать легко. Если песка больше, образуется сыпучка. Местами укатано, местами рыхлый песок. Если гравий с глиной, то он укатывается еще лучше. Но в дождь это всё превращается в склизкую жижу. Бывает, что верхний слой гравия свободно перекатывается по нижним укатанным слоям. Получается что дорогу как бы посыпали слоем гравия толщиной в один камушек. Если гравий крупный, он попадает под переднее колесо и вырывает руль. Если он мелкий, то машины сдувают его в углубления дороги и образуются так называемые "песчаные лужи". Ты едешь по твердому покрытию и вдруг резко попадаешь на слой песка толщиной в десять сантиметров. Переднее колесо тут же закапывается и уходит в бок. Ты покрываешься холодным липким потом, из последних сил ловишь мотик и едешь дальше :) И так постоянно.

Гравий сыпучка перед Чернышевском.
Гравий сыпучка перед Чернышевском.

Применять эндурный приём с добавлением газа на сыпучем покрытии, на дорожном мотике там не получается. Газку можно поддать, но на очередном бугорке тебя подкинет так, что ты вообще улётишь.

С гравием есть еще один прикол. Они его постоянно подсыпают на трассу. Ты едешь по укатанному более-менее ровному грунту, где можно ехать 40-60, а на эндуре все 100. И вдруг бабах - вся дорога засыпана слоем гравия в двадцать сантиметров. И так на протяжении двадцати километров. Скорость сразу падает до 10-20 км/ч и эндура безвозвратно уезжает вперед :)

Перед "уничтожением" гравием хорошего участка дороги.
Перед "уничтожением" гравием хорошего участка дороги.

Кстати, не про дорогу. Все говорят, что Ямахи жрут масло. Я когда собирался, решил взять с собой один литр масла на долив. Потом подумал, вспомнил, что Ямахи жрут и решил взять два. За всю дорогу я не долил масло ни разу. Причём не просто не долил, уровень как был максимальным, так максимальным и остался! А вот Хонда смогла сожрать три литра. Получается, что Хонда - масложорка!!! :)

К Владивостоку уровень масла остался максимальным.
К Владивостоку уровень масла остался максимальным.

Продолжение рассказа >>>