Давно заметил, что чем раньше начинаешь собираться, тем больше вероятность прохлопать какой-то важный пункт организационной программы. На сей раз сборы началить чуть ли не за месяц: маршруты со съездами были проработаны еще зимой, хотя и заливались в навигаторы уже в день старта, собранные сумки жили в гараже, техника превентивно педантично обслужена после пробного выезда на выходные. И как же радостно было через 300км от старта осознать, что дождевики, заботливо сложенные в отдельную специальную сумочку (вместо привычных карманов куртки), так в этой новинке инвентаря и остались лежать. Факт отсутствия дождевиков не сбил настроя, мелкий дождик ненавязчиво намекнул на достаточную ветрозащиту и приемлемое качество подстежек куртки.
Прорывая заградительный огонь из небесных водометов, рассекая потоки ошалевших от жары четырехколесных корыт, трогаюсь с очередного светофора уже в Питере... Вот те раз! Мопедка дергается, хрустит, трещит, дребезжит, будто поддон африканский учится играть спицами на ударных инструментах в гостях у колеса. На сей раз сгущаются тучи уже в голове - что за Сталинград? Сцепление? - вряд ли, тогда на верхах проскальзывало бы. Вал? Мусор? Централка о цепь? Мрачные думы заставляют прохлопать поворот на КАД, еду в центр... Пятница, вечер - все 33 удовольствия. Останавливаюсь, криминала не нахожу, едем дальше. Так с лязгом рыцаря тевтонского ордена пропихиваемся сквозь прижимающиеся др. к др. коробочки, крестящихся бабушек и показывающих пальцами на разные места детей. Не понимаю, что хорошего в привлечении внимания прохожих, но кому-то же нравится грохотать на всю улицу... Несколько поворотов скрывают бурно шевелящийся город и открывают поляну лагеря.
Икая и пошатываясь, добредаю до костра, где местные продавцы наклеек незамедлительно предлагают остограммиться за доезд. Супротив традиций выступать негоже, смываем дорожные заботы на удивление приличным сидром.
Далее следует множество фоток лагеря с разных ракурсов, казана с человечьим кормом разной степени ужористости, двухколесных оффтопиков и пасторальных пейзажей прилегающей к палатке лужи. Впрочем, тут самое интересное уже выложили, не стану повторяться. Разве что чуть-чуть.
На следующий день, когда все бодрые ребята уехали на увеселительные мероприятия по поиску обозначенных позиций, с позором аккуратно выгр@баю на асфальт и ревизирую технику. Вердикт - растяжение цепи, будем лечить, но пока мазями. Тут надо отметить, что цепь на момент старта была где-то в первой трети диапазона регулировок, хотя и намотала уже порядка 25ткм, а по прибытию в лагерь дотянулась чуть ли не до предела - 5 позиций эксцентрика отданы в жертву богам путешествий. Понятно, что на поплывший металл надежды глупо возлагать, а ставить в зависимость от расходника (не говоря уж о жизни) мечту - еще более скверная затея. Возвращаться домой за новой цепью, прогибаться под изменчивый мир (к), говорят, не стоит. Да и совсем нелепо - собираться месяц в поездку на два дня. Не без помощи добрых людей, за что еще раз спасибо, и интернета обозначаю контрольную точку около магазина з/ч, но брать ее есть смысл в определенные рабочие часы. План путешествия выстраивается, жизнь налаживается, сидр подходит к концу, шарахаюсь по окрестностям лагеря. В силу своей природной социопатии, так ни с кем и не познакомился, толком. Повезло людям, меньше бурчания услышат.
Третьим днем двигаю в город, затариваюсь цепью и баллончиком смазки. Да простит меня суеверное мотосообщество, решаюсь на эксперимент: от лагеря до магазина смазанная и подтянутая цепь ведет себя вполне адекватно, наличие клепальника под седлом добавляет уверенности, и... еду дальше. На той же самой цепи.
Неспеша, прислушиваясь к малейшим намекам на шум в трансмиссии и дерганиям на малых оборотах, сворачиваю на Суоярви.
Смазывая и проверяя натяжение коварной жевательницы звезд, догр@баю аж до Гимол, где и встаю лагерем на озере.
Не успел поставить палатку, как заявились местные ребята и захотели странного. То им покружить, то пожужжать, то подолбить жвалами в глушак... К утру между слоями палатки их набилось столько, что едва меня с ней не утащили. Сборы были быстрыми и напоминали гапак в исполнении Бенни Хилла в театре кукол.
Вот интересно, можно ли применить к красоте понятие монотонности? Ведь, казалось бы, что интересного в извилистой пыльной грунтовке вдоль штакетника мельчающих с увеличением широты деревьев? Однако же не надоедают остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер (к), сколько на них не таращись во все блюдца... Хорошо, не осень, а то пришлось бы ехать с закрытыми глазами, чтобы шальное буйство цветов окружающей фауны не вводило в эстетический ступор.
Проскакиваю Костомукшу, но под Вокнаволоком меня смывает с дороги очередным приветом от небесного Мойдодыра. Замечаю характерную особенность - многозвенный механизм начинает греметь после каждой помывки. Понятно, будем чаще мазать.
Следующий день позволяет не только просохнуть, но даже и согреться. Дембельским аккордом легкой обзорной экскурсии по карельским грунтам стала закрытая лоуховская заправка. Пока мы с мопедом обсыхали, пока заливались, потеряли часа три хода. У контрольной точки влипаем в назойливый туман, переходящий в Кировске в уверенный ливень.
Ненавязчиво вылезает дилемма - остаться сохнуть в Кировске, либо искать место лагеря где-то в Хибинах. Пока думал, проплыл город и заехал на какой-то ГОК. Цепь к тому моменту снова начала грохотать так, что водители камазов высовывались посмотреть, почему экскаватор ковшом гребет на ходу по дороге. Уверенными движениями повторив процедуру подтягивания и смазки цепи, пригрозив ей клепальником, высматриваю по карте скромную дорожку, уходящую по ущелью к озеру. По факту тропинка представляет собой русло реки, из-за дождя разлившейся метров на 5 в ширину. И каково же было удивление, когда после получасового перекатывания в воде бульников с собачью голову размером и обреченного поиска хотя бы метровой высоты кустика для тента от ставшего уже привычным дождя, выехал к возмутительно цивилизованным домикам куэльпоррской базы отдыха, где уже обосновалось 30-40 мототуристов! Заселяемся, просушиваемся, знакомимся...
Проснувшись в то же неопределенно-дневное время суток, что и ложился спать, пошатываюсь в сторону злосчастной цепи, расклепываю, наматываю новую... Мать-перемать, да как же так-то?! Не хватает буквально 1см, даже если собрать вообще без эксцентриков. Не посмотрел, что в магазине продали на 122 звена вместо 124.
В растрепанных чувствах отдаю новую цепь ребятам из Екатеринбурга. Не вставлять же пару звеньев из старой, так хоть кому-то пригодилась. Старую гремучку переворачиваю в обратку, чтобы оправдать пол-дня ковыряния, пусть тянется в другую сторону, вдруг передумает портить настроение и жевать звезды.
Мурманск встречает непривычно хорошей погодой и практически полным отсутствием цепей в немногочисленных мотошопах в разгар сезона. В одном из магазинов обещают перезвонить на следующий день, если кто-то из знакомых, не выходящих сейчас на связь, сумеет принести нужный расходник. Звучит сложно, но вариантов особо нет, иду гулять.
Прикинув все плюсы, измерив минусы и поделив на ноль, сгр@баю шмурдяк и еду на Рыбачий. Часам к трем дня раздается заветный звонок - цепь в наличии, но работают до шести. Опять не слава Богу - не успеваю за сегодня даже вернуться.
Средний трясет своими лишайниками перед шлемом, будто взбесившийся клоун погремушкой перед ребенком-дауном; дорога не дает расслабиться, столько в ней ям, кочек, промоин и технологических отверстий. Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду я. Чтобы отвлечься от задачи не прикусить на колдобинах язык, начинаю вслух считать ямы; получилось на 30км Среднего около 100 тысяч ям (по ~3 ямы на метр при ширине дороги от 3 до 5м).
Потихоньку дырки в дорожном полотне сменяются редкими кусками дороги, возвышающимися над сплошной продольной выбоиной, присыпанной щебнем размером с кулак. У базы геологов перестраиваюсь левее, поджимая все выступающие и не выступающие части тела, трясусь на вобл@щем мопедике дальше на север. Ввиду наличия у меня опыта подобной езды, лишь немного превышающего опыт мешка с картошкой, пару раз происходят неприятные мопедоприкладства в горизонтальные позиции при форсировании водных преград. Не родив ёжика-другого, поднять навьюченную африку не представляется возможным. Посему разгружаю, поднимаю и наматываю баулы заученными движениями на радость заинтересованным в эритроцитах насекомым. На контрольной точке выливаю воду из лаптей ОЗК под одобрительное хихикание местных вояк, строго-настрого запретивших подъезжать к маяку и клеить наклейки, которых у меня нет.
Утром обнаруживаю в магазине цепь на 120, никаких сюрпризов.
Мотобухта - мероприятие особенное даже не столько размахом, сколько какой-то атмосферой строгости и спокойствия. То ли из-за холодного полярного дня, то ли из-за объемов согревающего этанола в участниках. Сборище это неплохо освещено в прессе, блогах и сторонних форумах, т.ч. не буду копипастить.
На подъезде примечаю знакомую по Хибинам стайку мопедистов, скучковавшуюся вокруг бухазика. Одна из причин консолидации интересов была светло-коричневого оттенка, разлита в 5л канистру и отдавала легким карамельным ароматом, на который подтянулись дружелюбно настроенные мотобратья баварского происхождения. Совместные усилия по смыванию языковых барьеров и межнациональных различий завершились уже под "утро", хотя мало кто мог с уверенностью внести ясность в вопрос определения времени суток.
Засим программа-минимум считается выполненной, хотя зловредная железная гадина остерегающе побрякивала, если была возможность куда-то свернуть, где-то полазить и покататься по окрестностям. Перекрестив виновницу сокращения программы клепальником, памянуя все известные напутствия нескольких конфессий, не мудрствуя лукаво обратно поехал по трассе.
На полпути на заправке встретил Игоря на тенере, да так с ним и ползли до Рыбинска. Езда в своем темпе деморализует - отучаешься смотреть в зеркала, тормозить вместе со впереди идущим, держать дистанцию и не открывать на прямиках. Поначалу больше внимания и сил тратится именно на скатывание, пока не перестроишься на ритм группы. Да и взгляд попутчика на спине начинает все отчетливее ощущаться после задумчивого ускорения до 140.
Заночевали под Вытегрой на Онежском озере. Доползли до более-менее ровной площадки уже в ночи, после мороси, тумана и ночного холода, да упали как есть.
Цепь вчера поменял, отмыл и повесил в гараже... С честью прошла 30ткм.
Немного справочной инфы:
5200км за 10 дней, из них 2 не ходовых на абн, 2 в окрестностях Мурманска
резина анаке3 перед, тоуранс зад
12тыр на бензин по чекам
литров 5 воды в бутылках на заправке
с собой пара банок тушняка, грызня в виде злаковых батончиков, роллтоны
гиг фоток, 9г видосиков со шлема