Три года подряд я завидовал вам - тем, кто, собрав шмурдяк в свои жипы, приостановив свои дела и просто набравшись решимости, из года в год посещали столь суровый и красивый край - Российское побережье Баренцева моря. И не столько зависть сподвигла меня, сколько обида, за то, что я так этого и не сделал. И причин было много, и обстоятельства разные не давали мне съездить с вами, но вот настал и мой черед поделиться впечатлениями о тех землях и водоемах.
Сборы мои начались еще в феврале. Сама идея родилась, скорее как следствие приобретения нового друга (подробности чуть позже).
Идея идеей, а все складывается не всегда ровно и от нас многое не зависит. По этому жизнь шла своим чередом, подготовка в режиме "раслабон" постепенно переходила в состояние "аврал", особенно, когда уже было получено разрешение от начальства на краткосрочный отпуск. Но так, или иначе, 4 июля 2012 года я погрузил на "Слоника" поклажу и мы отправились в путь к далекому Северному Ледовитому Океану.
Первые приключения случились довольно скоро - в деревне "Синявино", что на трассе "Кола" у меня спустило колесо, что потребовало незапланированного ремонта, а как следствие первого изменения маршрута.
Кстати о маршруте: Санкт - Петербург - Лодейное Поле - Святье (переправа на пароме) - Петрозаводск - Гирвас (ночевка, осмотр местных водопадов и порогов) - Кандалакша (ночевка) - Мурманск - губа Кутовая (ночевка) - мыс Немецкий (осмотр мест захоронения, боев, втыкание местной природы)- Мурманск - Апатиты - Кировск - база КСС в Хибинах (ночевка, втыкание местной природы) - Кондалакша - Умба (ночевка, осмотр достопримечательностей) - Гирвас (ночевка) - Санкт - Петербург, это примерно 3500 км а 8 дней. Не так уж и безумно, если бы не.....
Представляю вам наш экипаж:
- "Слоник", он же мотоцикл Honda Africa twin 750 1992 года выпуска.
- собственно я сам: ярый жипер с опытом вождения мотоцикла около 6 месяцев, правда отучившийся по двум программам в разных мотошколах и самостоятельно сдавшего на вод. удостоверение в ГИБДД, вес 90 кг, рост 175, яркий огонь в глазах и ягоды в ягодицах.
И так, сдувшееся колесо, ввиду необходимости замены камеры (причем лишней замены как выяснилось позже)
сместило наш график, т.к. на последний паром в Святье мы уже не успевали, и я рванул напрямую в Гирвас. Собственно решение мое, в итоге, оказалось верным, т.к. дорога на западном берегу Онеги не из лучших и я рисковал ночевать где попало.
По дороге к ночевке познакомился с мотоциклистами из Москвы, которые и составили мне компанию тем вечером на берегу прекрасного озера, а также накормившими меня ужином в благодарность за приятное место ночевки.
Собравшись на утро и осмотрев местные достопримечательности природного и искусственного характера, тронулись в путь.
Кстати это был мой первый оффроад на Слонике, но как сказал Змей: "...дорога там на мозг..." и он был прав. Благополучно проскачив заправку в Медвежьегорске, через км так 30 засвидетельствовал желтую лампочку на приборке, что гласило об 8 литровом остатке бензина в баке.... а вот скока до следующие заправки я не знал.... решили так: если что мне отольют бензина с другого мотоцикла, но возвращаться не станем... короче я ехал дальше но уже в режиме экономии, что непременно помогло, т.к. на заправке мне запихали в бак 23 литра (учитывая "погрешность" колонок на АЗС), бензы у меня было в обрез.
И снова встреча с новыми людьми, милые беседы по дымящиеся у них сигареты и снова в путь. С москвичами мы разъехались, т.к. я ехал слегка быстрее.... Традиционное фото у полярного круга.....
... вечереет… в лучах заката краски меняются и все становиться необычным...
До Кандалакши около 80 км, смотрю на обочине загорают братья мотоводы.... торможу, интересуюсь.... "ищем место для ночевки.... разведчик в лесу, вот - вот должен вернуться....", ждем пару минут - вот и разведчик, призывно машет рукой и мы срываемся за ним.... Место оказалось неплохим, в стороне от дороги, старый песчаный карьер, ровное песочное дно, небольшой водоем, близко лес с дровами - одним словом красота... Переведя дыхание знакомимся - два немца и латвиец, едут через Мурманск в Норвегию и далее по домам дорогами Европы. На подъезде еще группа из их колонны, которые отстали в посках какой-то крышки, потерянной немцем по дороге. Хорошо разговаривающий по русски и по английски Латвиец, моя англицкая молва, хромая правда, и англо говорящие немцы - способствовало тесному общению между народами....
Утро... Немцы плещутся в пруду, я так там только посуду решился помыть.... хот вода прозрачная и чистая (хим анализ не проводил, но покрышка в воде была и какой-то провод на дне я усмотрел).... Сборы....
Выезд на трассу.... Через 10 минут нет никого в зеркалах....Вернулся .... у одного из немцев кончилось масло в моторе и о движок послал его далеееееко - за эвакуатором в Кандалакшу... Вызвав грузовик, мы с прибалтом двинули в выше озвученный городок, т.к. по моим данным там проживал мотоциклист - трансальповод. немца мы решили доставить под его теплое крылышко, а там уж как они решат так и будет... Но парня того нужно было искать ибо его адреса не было у нас. За хоть какой-то инфой мы обратились работникам ГИБДД на посту, которые нас послали в неком направлении к человеку, который мог знать подробнее где нам искать местного умельца... Раздавшийся в этот момент звонок окончательно убил во мне веру в наличии мозга у бургера, который залив какого-то масла в мотор намеревается ехать дальше, подливая около 1 литра этой жижи каждые 200 км.... да и удачи ему в пути.... эвакуатор отменили, услышав много - много "добрых" слов в наш адрес. Кстати спасибо ребятам на крузаке, которые доехав до рекламной таблички позвонили мне и продиктовали телефон эвакуаторщика...
Снова дорога....... перекус с видом на первые сопки, горы и т.д......
... Мурманск.....погранцы. Остановился я скорее узнать дорогу, а о наличии паспорта мне поверили на слово и пропустили...
Ну вот и кончился асфальт... первые км грунтовки давались не легко, вспоминал все чему меня учили.
Слоник, побрякивая передней вилкой ехал, таща на себе меня и шмурдяк. Вот и верхняя точка перевала, начался спуск. А вместе с ним и скрылось солнце... погода менялась и не в комфортную сторону...
В лагерь мотослета "Териберка 2012" мы вползли уже под дождем, холодным, северным. И ветер с моря никак не добавлял радости. Но мы приехали .... радость наступит позже.... после того как улягусь во влажную палатку, закутавшись в зимний спальник и задремав набираясь сил к следующему дню...
Снова утро, не обременяя себя особо, согрел чай прямо в палатке, съел пару бутеров и тщетно попытавшись разбудить потенциальных попутчиков тронулся в путь в сторону полуострова Рыбачьего, через Средний с цель доехать до мыса Немецкого и увидать там самый северный маяк России. На пустом моте ехать проще и скорость моя была довольно высока.
Гармин рисовал маршрут, а я следовал ему. Вот уже и Рыбачий, поворот и в горку ..... как выяснилось позже я проехал порядка 80 км по горам Переметная и Пограничная, через мыс Скоробеевский, спустился к морю в районе губы Скоробеевской, а от туда через военный городок уже двинул в сторону мыса Немецкого, а ведь была дорога намного проще легче и короче по побережью вдоль губы Большой Волоковой (примерно 30 км)
. В итоге в лагерь я вернулся не через расчетных 4 часа, а через 9 часов и мокрый по колено, т.к. брода и лужи считать перестал почти сразу ввиду их количества. Но цель в итоге достигнута, а это главное...
Вернувшись в лагерь переоделся в сухое, собрал палатку и двинул в сторону Хибин. Кировск проезжал под утро, по моросью дождя и в густом тумане. В итоге ошибочно заехал на карьер, где засадил Африку в песок, по самые.... с вывешиванием переднего колеса... снова потеря времени.... помочь некому, на карьере никого, воскресенье,.... разгрузил, положил на бок и волоком переместил на более правильное положение, снова загрузил и в качестве передышки сделал пару снимков...
И когда рассеялся туман я увидел дорогу, она шла по дну ручья..... значит нма туда....
Тяжко было Слонику, задок так и норовил закопаться в мелкой гальке, но благополучно доставив меня на территорию базы КСС мот встал на заслуженный отдых, а я завалился в чем был на выделенное мне койко - место, накрывшись курткой и подложив под голову сумку с документами мирно уснул.
Проснулся я в 13,30 выглянул в окно - солнце. Вышел разминая затекшие кости во двор базы и взору моему открылись они - горы.
Местами заснеженные, местами зеленые от растительности... Повкушав виды Хибин, направился в сторону столовой, где, вкушая суп из местной рыбы, думал про свои дальнейшие действия...
Попивая 4 кружку чая, решил ехать дальше, незабывая про фотик. Собрался в дорогу, провел легкую фотосессию в близи базы и снова тронулся в путь.
Спускаясь с гор, частенько останавливался, оглядывался, осматривался, фотографировал, короче - набирался впечатлений.
Набрал воды из горной речки делился впечатлениями со встречными туристами на велосипедах. Даже удалось поучаствовать в выталкивании ГАЗ-69, у которого не включался передок.
В общем добрался я до дороги и поехал на заправку. Азс на выезде с карьера оказалась крайне не дружелюбной. Ни смотря на довольно высокое имя "Роснефти" и, собственно, заправку в 20 литров, по моим расчетам, меня нае.....ли литра на 2. Разумеется ничего не докажешь, по этому, чтобы не портить настроение ни себе ни людям, плюнул, про себя, им в "души" и поехал по своему маршруту.
Заскочил по дороге в сувенирную лавку, купил пару магнитов и дернув до Апатитов тормознул на АЗС для сеанса связи с семьей.
К слову о связи о высоких технологиях. Что касательно технологий, то порадовала возможность оплаты бензина банковскими картами почти по всей территории Мурманской области. Карелия и Ленобласть этим похвастать, пожалу, не могут. А вот про связь отдельно. Несмотря на то, что "Мегафон Северо-Запад" распростроняется на всей территории моего маршрута, в республики Карелия и Мурманской области я был в роуменге, внутресетевом, что сцуко дорого. Но мной ежемесячно оплачивается пакет интернета на 5 гБ, а трафик на всей территории Северо - Запада отдельно не тарифицируется. Короче схема такая - прозвон жене, оттуда сброс. - 5 минут ожидания - снова звонок, но уже в скайпе посредством мобильного интернета. Благо, что скайп стоит и в моем и в телефоне жены. Единственно нужна хорошая точка для связи, хотя скайп работает и при 3-4 палках GSM сигнала.
Закончив разговор, я ломанулся ночевать на берег Белого моря.
В очередной раз благодаря ребят из нашей команда, которые разведали все эти стоянки. Закупив провизии в Кандалакше я устроился на постой.
Море было спокойно, небо чистым. Вкусив красот местных я уснул. Сон мой был сладок и доло