MakS тоесть ты хочешь сказать что закрычивая гайку ты сжимаешь пружину?
Это было бы так если аморт находится в вытянутом, полностью ненагруженном состоянии, тоесть мотоцикл стоит на центральной подножке и колесо вывешено, и амортизатору некуда двигаться, он полностью вытянут. Да в этом случае ты сжимаешь пружину, но только в этом случае. Когда мотоцикл стоит на колесах при одинаковой нагрузке длина пружины будет одинакова что с полностью закрученной, что с открученной гайкой. На пружину дейятвует одна и таже масса. Просто задница мотоцикла поднимется относительно нижнего крепления амортизатора, а значит и относительно земли. При одинаковой нагрузке с закрученной гайкой ты увеличиваешь рабочий ход амортизатора до полного сжатия, но уменьшаешь его ход на отбой. Поэтому при прохождении неровностей у пружины есть место сжаться до такой степени, которого нет с распущенной гайкой. И там где задок бы пробил, с поджатой гайкой у него еще есть рабочий ход.
Все правильно - это и есть преднатяг пружины, но никак не увеличение ее жесткости. Путем преднатяга ты можешь регулировать ограниченный ход амортизатора в комфорной зоне.
Попробую объяснить.
Если не ошибаюсь, ход задней подвески на Африке 210 мм. Допустим, повторяю допустим, для комфортной езды одного человека с массой 100 кг нам надо чтобы поршень в амортизаторе находился посредине, что обеспечивает ход подвески 105 мм в ту или другую сторону. Если мы сажаем пассажира и грузим багаж, то пружина сжимается сильнее и поршень амортизатора уже находится не посредине, а допустим сместился вверх на 50 мм, в итоге получаем что ход сжатия уменьшился до 55 мм, а ход отбоя стал 155 мм. Вероятность пробоя амортизатора увеличилась. Крутим гайку преднатяга пружины и возвращаем опять нужные ходы подвески 50/50. Да пружина преднатянута, но в свободном состоянии (без дополнительного седока и багажа) она имеет такую же длину, как и раньше. И если ее не вернуть в исходное состояние, то с преднатянутой (тоесть с закрученной гайкой) и с тем же одним человеком в 100 кг мы получим обратное - ход сжатия 155 мм ход отбоя 55 мм. В таком состоянии можно ехать более агрессивно, ход сжатия увеличен, вероятность пробоя уменьшена. Цифры ходов амортизатора тут условны, в реалии они не прямо пропорциональны, и аморт стоит не на оси колеса, и качелька хитрая в подвеске не зря стоит, но так думаю понятнее.
Пообщайтесь с дрифтерами и ралистами. Увеличить жесткость пружины не так просто. Для этих целей ставят разные пружины с разным диаметром проволки. Можно еще увеличить жесткость имеющейся пружины обрезав пару витков и заменив отрезанную часть какой либо несжимающейся вставкой. Оставшимся виткам пружины при одном и том же перемещении подвески придется перемещаться на большее расстояние равное расстоянию свободного пространства удаленных витков, отсюда и увеличение жесткости.
Но это профессиональный спорт.
До какой-то степени жесткость подвески можно регулировать жесткостью амортизатора, тоесть регулируя усилие перемещения амортизаторной жидкости, что и сделано на RD-04, на некоторых автомобилях стоит электрическое (реже механическое) регулирование пропускной способности лепестков в поршне амортизаторов, а на спорт байках это сплошь и рядом, и если не ошибаюсь называется это демпфирование хода сжатия и отбоя.
Для сжатия пружины на определенное количество см надо прикладывать определенное количество кг. На Африке сзади, насколько я знаю, стоит обычная (не прогрессивной навивки) пружина, но даже обычная пружина умеет прогрессию на усилие сжатия по мере самого сжатия. Тоесть каждый последующий сжимаемый см пружины сжимается уже при немного большем усилии. Вот тут мы и получаем что нагрузив мотоцикл и поджав пружину она становится жестче. Но при одинаковой нагрузке, как бы вы не крутили эти гайки, жесткость пружины при одинаковом ее перемещении останется одинаковой.
Вот… Далась вам та жесткость…
По обслуживанию – а разве задний аморт разборный, не завальцованый
Я туда ни разу, ни на одном мотоцикле не лазил, не было необходимости. Но у знакомого на ZZR-1100 были проблемы, и там было завальцовано.